Умственная отсталость симптомы и признаки

Содержание
  1. Олигофрения
  2. Причины олигофрении
  3. Характеристика олигофрении
  4. Классификация
  5. Диагностика олигофрении
  6. Степени олигофрении
  7. Формы олигофрении
  8. Олигофрения у детей
  9. Признаки олигофрении у детей
  10. Лечение олигофрении у детей
  11. Лечение олигофрении
  12. Признаки и симптомы умственной отсталости — что это такое, основные понятия, формы, характеристики, степени и симптомы (100 фото и видео)
  13. Признаки
  14. Степени
  15. Что помогает детям при умственной отсталости?
  16. Каковы причины появления умственной отсталости?
  17. Как адаптировать ребенка в обществе?
  18. Как составить учебный план для детей при умственной отсталости?
  19. Фото детей с умственной отсталостью
  20. Симптомы умственной отсталости у взрослых
  21. Критерии и симптоматика УО
  22. Причины возникновения психического отклонения
  23. Разновидности малоумия
  24. Умственная отсталость и деменция
  25. Развитие и лечение заболевания
  26. Лечение умственной отсталости
  27. Стадии умственной отсталости
  28. Признаки и симптомы умственной отсталости
  29. Лёгкая степень малоумия
  30. Умеренная и тяжёлая степень малоумия
  31. Глубокая степень малоумия
  32. Диагностика умственной отсталости
  33. Лечение при умственной отсталости, работа психолога, методы отзывы

Олигофрения

Умственная отсталость симптомы и признаки

Олигофрения – это синдром врождённого психического дефекта, выражающегося в умственной отсталости по причине патологии головного мозга.

Олигофрения проявляется прежде всего в отношении разума, речи, эмоций, воли, моторики. Впервые термин олигофрения был предложен Эмилем Крепелином. Для олигофрении свойственен интеллект физически взрослого человека не достигший в своём развитии нормального уровня.

Причины олигофрении

К причинам заболевания приводят генетические изменения; внутриутробное поражение плода ионизирующим излучением, инфекционное или химическое поражение; недоношенность ребенка, нарушения во время родов (родовая травма, асфиксия).

Причины олигофрении могут быть вызваны травмой головы, инфекциями центральной нервной системы, гипоксией головного мозга. Не последнюю роль играет педагогическая запущенность в неблагополучных семьях. Иногда умственная отсталость остается невыясненной этиологии.

Генетические изменения могут спровоцировать олигофрению, и по статистике до половины случаев преподает на эту причину.

Основные типы генных нарушений, ведущих к олигофрении, включают хромосомные аномалии (делеция, анеуплоидия, дупликация). К хромосомным аномалиям также относится синдром Дауна (трисомия хромосомы 21), синдром Прадера-Вилли, синдром Ангельмана, а также синдром Вильямса.

Причины умственной отсталости могут быть спровоцированы дисфункцией отдельных генов, а также числом мутаций генов в которых степень превышает 1000.

Характеристика олигофрении

Заболевание относят к обширной группе болезней, связанных с нарушением в развитии. Олигофрению считают аномалией недоразвития психики, личности, а также всего организма больного.

Показатель олигофрении в индустриально развитых странах достигает до 1 % от всего населения, из этого процента 85 % с легкой умственной отсталостью. Соотношение заболевших мужчин к женщинам составляет 2:1.

Более точная оценка распространения заболевания затрудняется по причине различных диагностических подходов, а также зависит от степени терпимости социума к психическим аномалиям и степени доступности оказания медицинской помощи.

Олигофрения не является прогрессирующим процессом, однако развивается как следствие перенесённой болезни. Саму степень умственной отсталости оценивают количественно интеллектуальным коэффициентом после применения стандартных психологических тестов. Редко олигофрена считают индивидом, неспособным к социальной независимой адаптации.

Классификация

Существует несколько классификаций олигофрении. Традиционно заболевание классифицируется по степени выраженности, однако существует классификация по М.С.Певзнер, а также альтернативная классификация.

Традиционная по степени выраженности подразделяется на следующие: дебильность (слабо выраженная), имбецильность (средне выраженная), идиотия (сильно выраженная).

Классификация по МКБ-10 содержит 4 степени тяжести: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.

Классификация олигофрении по М.С.Певзнер

Результаты работ М. С. Певзнер позволили понять, какова структура дефекта при олигофрении, на которую приходится 75 % от всех видов детских аномалий, и создать классификацию, учитывая этиопатогенез, а также своеобразие аномального развития.

В 1959 году М. С. Певзнер предложила классификацию – типологию состояний, в которой отметила три формы дефекта:

– олигофрения неосложненная;

– осложненная нарушениями нейродинамики, которые проявляются в трех вариантах дефекта: в превалировании возбуждения над торможением; в выраженной слабости основных нервных процессов; в превалировании торможения над возбуждением;

– дети-олигофрены с явной недостаточностью лобных долей.

С 1973 по 1979 года М.С.Певзнер усовершенствует свою классификацию. Она выделяет пять основных форм:

– неосложненная;

– осложненная нарушениями нейродинамики (тормозные и возбудимые);

– олигофрения в комплексе с нарушениями различных анализаторов;

– умственная отсталость с психопатоподобными формами в поведении;

– олигофрения с явной лобной недостаточностью.

Диагностика олигофрении

Выделяют диагностические критерии по МКБ-10, для которых характерны следующие проявления:

А. Умственная отсталость, проявляющаяся в состоянии задержанного, а также неполного развития психики, для которого характерно нарушение способностей, не развивающихся в период созревания и не дотягивающих до общего уровня интеллекта, включающих речевые, когнитивные, моторные, а также специальные способности.

В. Умственная отсталость, развивающаяся в комплексе с любыми другими психическими, а также соматическими расстройствами или возникающая самостоятельно.

С. Нарушенное адаптивное поведение, однако при благоприятных социальных условиях, когда обеспечивается поддержка, все эти нарушения при лёгкой степени умственной отсталости вовсе не имеют явного течения.

D. Измерение IQ осуществляется с учётом непосредственно кросс-культуральных особенностей.

E. Определение выраженности поведенческих нарушений при условии, если нет сопутствующих (психических) расстройств.

Классификация по Е. И. Богдановой

1 – снижение интеллекта

2 – общее системное недоразвитие речи

3 – нарушение внимания (трудность распределения, неустойчивость, переключаемость)

4 – нарушение восприятия (фрагментарность, замедленность, снижение объёма восприятия)

5 – некритичность мышления, конкретность

6 – малопродуктивность памяти

7 – недоразвитие познавательных интересов

8 – нарушения в эмоционально-волевой сфере (неустойчивость эмоций, малодифференцированность, их неадекватность)

Трудности в диагностике олигофрении возникают при необходимости отграничений от рано начавшихся проявлений шизофрении. Больные шизофренией, в отличие от олигофренов, имеют частичную задержку в развитии, поэтому в клинической картине фиксируются проявления, свойственные эндогенному процессу – аутизм, кататонические симптомы, патологическое фантазирование.

Степени олигофрении

Одна и та же причина может вызвать у людей различную степень олигофрении. В настоящее время по МКБ-10 отмечают 4 степени олигофрении.

Глубокая – идиотия. IQ < 20

Тяжёлая – имбецильность, тяжёлая умственная. IQ 20—34.

Умеренная – имбецильность. IQ 35—49.

Лёгкая – дебильность. IQ 50—69.

Формы олигофрении

Выделяют формы олигофрении по признаку этиологии.

Первая группа олигофрений, вызывается наследственными факторами, и включает истинную микроцефалию, синдром Крузона, синдром Апера, синдром Рада, фенилкетонурия, гаргоилизм, галактоземия, синдром Марфана, синдром Шерешевского – Тернера, болезнь Барде -Бидля, Лоуренса – Муна, болезнь Дауна, синдром Клайнфелтера.

Вторая группа олигофрений, вызывается внутриутробным поражением плода, вирусными инфекциями (краснуха беременных), врожденным сифилисом, токсоплазмозом, листериозом, а также токсическими факторами и гормональными нарушениями.

Третья группа олигофрений, вызывается факторами в период развития плода (конфликт по резус-фактору), послеродового периода (асфиксия плода, родовая травма), а также первых 3 лет жизни (перенесенные инфекции, черепно-мозговые травмы, недоразвитие систем головного мозга, врожденная гидроцефалия).

К отдельным формам олигофрении относятся истинная (первичная), а также ложная (вторичная).

Олигофрения у детей

Соматически дети относятся к практически здоровым, однако для олигофрении характерно стойкое недоразвитие психики.

Олигофрения у детей проявляется в познавательной, в эмоционально-волевой сфере, а также глубоком своеобразии. Детская олигофрения позволяет больным развиваться, однако существенно атипично, замедленно, зачастую с резкими отклонениями.

Олигофрения у детей после формирования речи встречается редко, однако её одной из разновидностей выступает деменция – слабоумие. При деменции, интеллектуальный дефект у детей необратим, поскольку идет прогрессирование заболевания, приводящее к распаду психики.

Исключения представляют те случаи, при которых у ребёнка имеется умственная отсталость, протекающая с психическим заболеванием (шизофренией, эпилепсией), усугубляющим основной дефект. Прогноз развития таких детей зачастую неблагоприятный.

Отечественная дефектология, олигофренов разделяет на такие группы: дебилы, имбецилы, идиоты.

Олигофрения в стадии дебильности характеризуется легкой степенью умственной отсталости. Эти дети представляют основной контингент для спецсадов и спецшкол для умственно отсталых учащихся.

Олигофрения в стадии имбецильности и идиотии проявляется в средней или глубоко выраженной отсталости. Такие дети живут в семьях или в интернатных учреждениях соцзащиты, где пребывают пожизненно.

Малыши-олигофрены с поражениями головного мозга растут нервными, ослабленными, раздражительными. Большинство из них страдают от энурезов. Для них свойственна инертность нервных процессов, а также нежелание общаться с окружающим миром.

Зачастую потребность общения у ребёнка дошкольника и не возникает вовсе, поэтому дети не способны общаться с ровесниками.

Признаки олигофрении у детей

Детская олигофрения проявляется в неумении действовать по образцу, по словесной инструкции, по подражанию, поскольку спонтанность усвоения общественного опыта резко снижена. Наличие ситуативного понимания речи наблюдается до поступления в школу. Больному ребенку требуется больше вариативных повторений, чем обычным детям.

Признаки олигофрении у детей отмечаются в недоразвитии видов деятельности – игры, конструирования, рисования, элементарного бытового труда. Детская олигофрения проявляется в недостаточном интересе ко всему окружающему. Малыши до года не тянутся к игрушкам, не стремятся ими манипулировать. Только достигая возраста 3-х – 4-х лет, умственно отсталые детишки проявляют интерес к игрушкам.

Дети-олигофрены, не посещающие специальные учреждения и не имеющие контактов со специалистами-дефектологами, имеют до конца дошкольного периода графическую деятельность на уровне кратковременного, бесцельного, хаотического чиркания.

Характеристика олигофрении у детей включает отставания в сенсорном развитии, отставания в произвольном внимании –  невозможности длительно концентрировать внимание, а также одновременно осуществлять разные виды деятельности.

Действия детей являются хаотическими, а восприятие характеризуется недифференцированностью, а также узостью. Все умственно отсталые дети, имеющие речевые отклонения, поддаются коррекции. Речевой слух развивается у детей с отклонениями и опозданиями.

По этой причине отсутствует или очень поздно появляется лепет.

Признаки олигофрении у детей проявляются в задержке становления речи, а у некоторых детей отсутствует речь и к 5-ти годам. Огромные трудности вызывают решения задач, от которых требуется наглядно-образное мышление. Память таких детей отмечается малым объёмом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного, а также наглядного материала.

У детей-олигофренов превалирует непроизвольное запоминание, для которого характерно запоминание чего-то необычного, яркого, привлекающего, а произвольное запоминание сформируется у детей в конце дошкольного или в начале школьного периода.

Признаки олигофрении у детей проявляются в слабости развития волевых процессов, в безынициативности, несамостоятельности, импульсивности, в трудностях противостоять воле другого человека.

Для таких детей свойственна недостаточная дифференцированность, ограниченность диапазона переживаний, эмоциональная незрелость, нестабильность чувств, крайний характер проявлений огорчения, радости, веселья.

Лечение олигофрении у детей

Разделение детей по степени отсталости и определение их в интернаты, специальные школы зачастую не имеет положительного результата. При условии если ребёнок живет дома, то домашняя атмосфера способствует к освоению разных навыков, поскольку он пытается играть со сверстниками, общаться, учиться. Помощь родных помогает малышам в развитии, а также адаптации в обществе.

Как показывает практика, даже очень тяжёлые дети после правильного обучения, желают общения и активности. Больные дети с интересом следят за детьми, а также за взрослыми и со временем начинают интересоваться игрушками. Через доступные игры идет взаимодействие с педагогом, далее следует обучение навыкам (пить из чашки, есть ложкой, одеваться).

Особенности межличностных взаимоотношений состоят в том, что ребенок пребывает в зависимости от коммуникативной помощи, а также поддержки. Ребенок испытывает трудности в осознании того, что его вокруг окружает, а люди часто затрудняются понять его.

Поскольку он выступает слабым партнёром по общению, то вероятно отдаление от любого контакта, или проявление коммуникативного негативизма – аутоагрессии, возникновения страха, беспокойства, агрессии.

Лечение олигофрении у детей включает следующие педагогические моменты: принятие олигофрена на равных условиях, как собеседника; создание доверительного общения, соблюдение взаимного сближения.

Отсутствие детской активности, общая слабость, отставание в развитии способны привести к чрезмерной заботе со стороны родителей, тем самым мешать самостоятельному становлению.

Кроме семьи очень важно вхождение в группу сверстников: детсадовскую группу, небольшую игровую группу, или школьный класс с обязательной воспитательной поддержкой. Овладение социальными навыками олигофренами в существенной мере зависит от воспитания.

Отличия в овладении навыками тянутся от беспомощности до независимости, а также свободы в общении; от агрессивного состояния до проявления доверия и любви.

Лечение олигофрении

Данное заболевание предполагает специфическую терапию, которая зависит от причины олигофрении. При врожденном сифилисе, токсоплазмозе лечение направлено на устранение симптоматики этих заболеваний.

При нарушении метаболизма (фенилкетонурия) рекомендуют диетотерапию, а при эндокринопатии, микседеме назначают гормональное лечение.

Лекарственные препараты (Феназепам, Неулептил, Сонапакс) назначают для подавления извращённых влечений и коррекции аффективной лабильности. В качестве компенсации большое значение оказывают лечебно-воспитательные мероприятия, а также профессиональное приспособление и трудовое обучение.

Для успешной реабилитации, а также социальной адаптации олигофренов имеют не последнюю роль школы-интернаты, вспомогательные школы, специализированные ПТУ.

Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: https://psihomed.com/oligofreniya/

Признаки и симптомы умственной отсталости — что это такое, основные понятия, формы, характеристики, степени и симптомы (100 фото и видео)

Умственная отсталость симптомы и признаки

Умственная отсталость или олигофрения сопровождается рядом генетических заболеваний таких как:

  • Синдром Дауна;
  • Синдром Ретта;
  • Синдром Вильямса и Ангельмана.

Подобное отклонение в психике чаще всего наблюдается у детей из неблагополучных семей.

Данное явление  связано с нехваткой внимания со стороны родителей и определенного вида знаний в первые годы жизни.

Признаки

Первоначальной симптоматикой умственной отсталости у детей являются ряд признаков:

  • Медленное мышление;
  • Отсутствие коммуникативных навыков.

Патологические процессы за стороны психического развития имеет две стадии развития:

  • Врожденную;
  • Приобретённую.

Основным признаком задержки психического развития при врождённой форме считается отсутствие интеллектуального мышления.

Спровоцировать данные нарушения могут ряд факторов. К ним относят:

  • Неправильное внутриутробное развитие;
  • Наличие вредных привычек у матери;
  • Употребление наркотических препаратов период беременности;
  • Травмы в ходе родовой деятельности.

Приобретённая форма умственной отсталости возникает в результате отсутствия общения и контакта родителей с ребенком в первые три года его жизни. В то время малыш активно осваивает элементарные формы общения и познаёт окружающий мир при помощи чувств, прикосновений.

В результате у ребенка отмечают отсутствие речевой и эмоциональной функции. В процессе общения он игнорирует просьбы и вопросы со стороны собеседника.

Определить степень поражения мозга можно при помощи специальных психологических тестов на уровень интеллектуального развития.

Степени

Выделяют несколько стадий и характеристик для умственной отсталости. Каждая форма имеет свои характерные отличия. К ним относятся:

Начальная. Она относится к лёгкой умственной отсталости. В данном случае уровень IQ составляет от 40 до 70 пунктов.

Средняя. Эта форма относится к умеренной умственной отсталости. При прохождении тестирования интеллектуальных тестов результат составляет от 20 до 40%.

Тяжёлая имбецильность. Эта степень сопровождается отсутствием интеллектуального мышления. Результат тестируемого составляет от 10 до 20 пунктов.

Глубокая идиотия. У пациентов отсутствуют любые признаки умственного мышления и сосредоточенности.

Интеллектуальная отсталость не поддается медикаментозному и терапевтическому лечению.

Что помогает детям при умственной отсталости?

Для поддержания нормального состояния пациента ему назначают ряд стимулирующих лекарств и упражнений, которые помогают немного адаптироваться к социуму. Они незначительно стимулируют интеллектуальное мышление на определенный промежуток времени.

Каковы причины появления умственной отсталости?

Человеческий интеллект всегда формируются при помощи генетики и факторов внешней среды. Если в семье у родственников имеются дети с психологическим отклонением, то увеличивается риск возникновения подобной патологии в новом поколении.

Научно доказано, что генетическая поломка провоцирует появление более 60% тяжелых случаев психологического развития.

Неправильно внутриутробное развитие и воздействие патогенной микрофлоры в виде цитомегаловируса, краснухи приводит к появлению полной идиотии.

Помимо этого, спровоцировать появление данного отклонения могут следующие факторы:

  • Химиотерапия;
  • Лучевая терапия;
  • Приём антиконвульсантов;
  • Употребление наркотиков;
  • Курение токсических веществ;
  • Травмы в ходе родовой деятельности;
  • Гипоксия мозга;
  • Нейроэнцелофопатия.

Как адаптировать ребенка в обществе?

При постановке диагноза умственной отсталости ребенка необходимо правильно адаптировать к социуму.  С данным заболеванием он должен получать необходимые знания и придерживаться элементарных норм общения с окружающими его людьми.

Как составить учебный план для детей при умственной отсталости?

Обучение должно подбираться исходя из степени психологического расстройства. Они должны обучаться в специальных учреждениях с корректирующей формой образования.

На начальных этапах дети осваивают предметы через прикосновение и чувства. После этого педагог начинает постепенно вводить новые знания.

Выделяют несколько способов как можно обучать умственно отсталых детей:

Развитие мелкой моторики. Для этого используют наборы в виде мелких предметов, которые отличаются между собой по форме и размерам. Обучение должно проводиться под пристальным наблюдением взрослых.

Восприятие цвета. Здесь особое внимания уделяю с яркими цветами и оттенками. Занятия проводятся с использованием и ярких акварельных красок.

Словесные и наглядные уроки. В процессе обучения используют рассказы, инструкции и наглядная демонстрации. Это позволяет формировать фантазию у детей.

Фото детей с умственной отсталостью

Источник: https://childreninfo.ru/priznaki-i-simptomy-umstvennoj-otstalosti/

Симптомы умственной отсталости у взрослых

Умственная отсталость симптомы и признаки

Люди с умственной отсталостью (другие названия – малоумие, интеллектуальная инвалидность, олигофрения) на протяжении длительного времени вызывали отчуждение у окружающих, и анамнез их заболевания исследовался недостаточно глубоко. Однако современная медицинская практика поменяла свою концепцию, акцентируя внимание не только на физиологических и психических особенностях таких больных, но и на их интересах и потребностях в обычной жизни. 

Необходимо отметить, что, невзирая на отождествление таких медицинских терминов, как «умственная отсталость» и «олигофрения», под которыми подразумеваются нарушения интеллектуального и психоэмоционального развития, первый имеет более широкие рамки.

Недоразвитость в данном случае может быть спровоцирована социальными и педагогическими аспектами воспитания.

Однако, и олигофрены, и умственно отсталые индивидуумы характеризуются одним общим признаком – неспособностью к самостоятельной адаптации в окружающем мире. 

Критерии и симптоматика УО

Под умственной отсталостью подразумевается устойчивое, трудно поддающееся обратимости замедление развития психической, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, которая характеризуется наличием врожденных или приобретенных в процессе жизни патологий.

Существенные ограничения в навыках, которые сопровождают малоумие, влекут за собой проблемы в области адаптивного поведения человека. Это подразумевает собой низкую приспособленность личности к окружающей среде, трудности во взаимодействии с социумом.

Вопрос о наличии интеллектуальной инвалидности необходимо рассматривать в сочетании с индивидуальными особенностями человека.

Диагностируя данное психическое отклонение, следует также учитывать условия окружающей среды, в которой находится больной.

Именно она определяет не только адаптацию индивида в обществе, но и психологическую поддержку, в которой такие люди нуждаются на протяжении всей жизни.

Умственную отсталость у взрослого человека определяют следующие критерии:

  • дефицит интеллектуального развития. Он проявляется через трудности в ходе решения повседневных проблем, невозможность абстрактно мыслить, рассуждать, обучаться на основе полученного опыта;
  • низкий уровень адаптивного поведения. Заключается в невозможности приспособиться к общепризнанным в обществе культурным и социальным стереотипам. Люди с психической патологией мало или совсем не адаптированы к самостоятельной жизни, испытывают сложности в процессе общения, ведении общественной жизни. Поэтому они требуют регулярной помощи и поддержки окружающих;
  • затруднения в сфере интеллектуального воспитания и адаптивных возможностей у олигофренов развиваются в течение всего периода заболевания. Поэтому очень важно своевременно диагностировать заболевание, первые симптомыкоторого можно увидеть в раннем детстве. Дальнейшее биологическое, психологическое и социальное развитие ребенка необходимо построить таким образом, чтобы минимизировать усугубление патологии в более зрелом возрасте.

Кроме главных признаков, свидетельствующих о наличии умственной отсталости, специалисты отмечают вспомогательные, которые могут заметить окружающие больного люди:

  • неспособность решать математические и логические задачи, особенно если при этом необходимо дополнительно использовать чтение, речь и т. п. Концентрация внимания и памяти имеет невысокие показатели, что приводит к низкой степени обучаемости;
  • человек часто не понимает своих мыслей, не может внятно их выразить для окружающих. Возникают проблемы с общением – в связи с отсутствием необходимого опыта межличностных отношений ему тяжело сблизиться с окружающими, подружиться. Если это все же случается, что больной склонен к чрезмерной внушаемости и подчиненности посторонним людям;
  • низкий уровень самостоятельности – индивид может плохо ухаживать за собой, не способен организовать свой досуг, часто безответственно относится к работе, не умеет грамотно распоряжаться личными финансами; 
  • плохой контроль поведения. Вспышки агрессивности, раздражительности, злости могут возникнуть вследствие разных факторов – дискомфорта, который вызван коммуникативными трудностями или невозможностью выражения личных потребностей и желаний, социальной изолированности, общественной дискриминации и т.п.;
  • тяжелые случаи умственной отсталости у взрослых сопровождаются заторможенной моторикой, невнятной речью, низким уровнем словарного запаса;
  • ритм развития олигофренов замедленный, поэтому умственную отсталость легче всего определить в школьном возрасте ребенка;
  • в случае генетического синдрома интеллектуальной инвалидности больные имеют специфический внешний вид;
  • люди с данной патологией больше, чем остальные подвержены психическим, неврологическим и физическим расстройствам (проблемы со сном, ожирение, диабет и т. д.).

Причины возникновения психического отклонения

Среди факторов, которые влияют на возникновение психической патологии, выделяют следующие:

  • генетическая предрасположенность к заболеванию. Приблизительно в половине случаев олигофрения передается по наследству;
  • хромосомные нарушения, аномалии генов, их мутация вследствие излучения, инфекционных заболеваний, употребления матерью токсических веществ в период вынашивания плода;
  • тяжелая родовая деятельность, которая привела к травмам ребенка (особенно в случае повреждения головы), асфиксия, гипоксия головного мозга;
  • преждевременные роды;
  • заболевания инфекционного характера, поражающие центральную нервную систему;
  • недостаток воспитания, негативная атмосфера в семье, психологическая травма в раннем возрасте, позднее диагностирование заболевания и др.

Следует отметить, что единой причины возникновения умственной отсталости ученым найти на сегодняшний день не удалось. Как правило, возникновение заболевания связывают с несколькими неблагоприятными факторами, которые наступают одновременно или поочередно. 

Разновидности малоумия

В зависимости от характера возникновения различают два вида психической патологии:

  • врожденная;
  • приобретенная.

Врожденная олигофрения или, другими словами, непрогредиентный процесс – это патология, которая возникает во внутриутробном развитии плода или в связи с осложненной родовой деятельностью матери.

Ее признаки наблюдаются сразу после рождения ребенка.

Данный дефект психического развития почти не поддается коррекции, однако приблизить интеллектуальное развитие такого человека под установленные стандарты представляется возможным при условии своевременной и грамотной терапии. 

Приобретенная умственная отсталость – это вид патологии, при которой снижение уровня интеллекта происходит в определенный период жизни человека. Характерной ее особенностью выступает прогредиентное течение заболевания, при котором развитие и нарастание симптоматики происходит постепенно. 

Следующая классификация психического отклонения базируется на основе определения коэффициента интеллекта, который психотерапевт устанавливает с помощью специальных тестов. Диагностируя умственную отсталость в соответствии со степенью тяжести, специалисты различают следующие ее виды:

  • легкая;
  • умеренная (относительная);
  • тяжелая;
  • глубокая. 

Человек, который страдает легкой умственной отсталостью, неспособен к абстрактному мышлению, обладает кратковременной памятью. В данном случае имеет место нарушение функциональных умений (например, чтение, письмо, приготовление пищи и т. п.

). В социальных взаимосвязях с окружающими такие люди создают впечатление незрелых, поэтому нередко они подвергаются манипуляциям со стороны. При выполнении сложных жизненных вопросов и задач такой человек испытывает потребность в помощи.

Человек с умеренным малоумием нуждается в обязательном контроле. Не будучи способен справляться с повседневными задачами, он нуждается в непрерывной поддержке близких, которые вынуждены выполнять некоторые обязанности больного.

В социальной сфере основным инструментом которой является устная речь, больной чувствует себя некомфортно, его словарный запас беден, поэтому часто он не может правильно изложить свои мысли и требования.

Для образования благополучных межличностных отношений олигофрену необходимо постороннее коммуникативное содействие.

В повседневной, обычной жизни такие люди способны развить определенные навыки и умения исключительно в результате настойчивого, продолжительного обучения. 

Концептуальные навыки у людей с тяжелой умственной отсталостью характеризуются ограниченностью и локальностью. Они плохо воспринимают речь окружающих, не осознают таких понятий, как «число», «деньги», «время» и т. п.

Устная речь больного ограничена, поэтому состоит в основном из примитивных фраз, единичных слов. Такие люди концентрируются исключительно на том, что происходит вокруг них в настоящий момент.

Человек с тяжелой формой умственной отсталости имеет потребность в назначении ему опекуна, который осуществляет постоянный уход и наблюдение за ним (покупка продуктов и одежды, приготовление пищи, личная гигиена и прочее).

При глубокой форме психического отклонения отсталости человек практически утрачивает визуально-пространственные умения. К примеру, он может указать на определенный предмет, но не знает, как использовать его по предназначению. Функциональному применению вещей препятствуют сопутствующие существенные сенсорные и моторные отклонения.

Навыки больного с точки зрения восприятия речевых оборотов и жестикуляций окружающих очень ограничены, что создает проблемы общения в социуме. Базовые желания и эмоции такой человек выражает при помощи языка тела. При этом его сознание способно воспринимать только простые инструкции. Такой больной полностью зависим, и нуждается в постоянной опеке. 

Умственная отсталость и деменция

Отождествлять и взаимозаменять эти понятия ошибочно.

Как уже было сказано, олигофрения –  это задержка в развитии психики, которая вызвана патологическим изменением головного мозга, проявляется через нарушения интеллекта, и приводит к социальной неприспособленности.

А деменция – это возрастное слабоумие, которое имеет приобретенный характер, и заключается в постепенном, стойком снижении когнитивной (познавательной) деятельности, потерей полученных ранее знаний и навыков, с последующей невозможностью усвоения новых. 

Среди главных критериев, отличающих деменцию от олигофрении, выделяют такие (включая вышеизложенный):

  • УО – недоразвитие психики, а деменция – разрушение имеющихся функций психики, которое происходит в результате поражения головного мозга. Такое нарушение мозговой деятельности чаще всего наблюдается в старости. Однако психические расстройства возможны в молодом возрасте в результате аддитивного поведения (осознанное изменение сознания, зависимость); 
  • распад психики при деменции начинает прогрессировать по истечении определенного периода, на протяжении которого происходило нормальное, естественное развитие ребенка. К возрасту 3 года большая часть мозговых структур уже сформирована, поэтому диагностировать деменцию, в отличие от олигофрении, можно только начиная с этого возраста;
  • умственная отсталость характеризуется непрогрессивным (прогредиентным) течением, тогда как распад психики при деменции начинает усиливаться по истечению периода активного, нормального развития. Появившаяся в детском возрасте олигофрения не обладает прогрессирующим характером – развитие человека не останавливается полностью, а лишь замедляется его темп. При этом главное различие вышеуказанных психических отклонений – наличие интеллектуального дефекта, которые появляется только при диагнозе «деменция»; 
  • при деменции наблюдается неравномерность познавательных функций. В одной области мозга могут наблюдаться выраженные нарушения, при этом в другой прослеживается сохранность всей полученной ранее информации и навыков.

Необходимо отметить, что дифференцирование олигофрении и деменции в раннем возрасте (до 3 лет) крайне затруднительно.

Любое повреждение мозга может повлечь за собой распад или утрату психических функций, что может привести к общему отставанию в психическом развитии, кратковременному, постоянному или прогрессирующему.

Поэтому диагностировать заболевание должен только квалифицированный специалист, который обладает необходимыми знаниями и опытом.   

Развитие и лечение заболевания

У каждого человека УО развивается индивидуально. Своевременная диагностика дает возможность начать терапию на самом раннем этапе развития психического отклонения, что дает возможность положительного исхода терапии.

Перед оказанием помощи олигофрену необходимо учесть его индивидуальные особенности и потребности. Индивидуальный подход к каждому больному дает возможность подобрать ему максимально подходящий метод лечения. В зависимости от этого выделяют следующие методики терапии:

1. Медикаментозная. Она заключается в назначении препаратов, предотвращающих появление возможных психических расстройств (в случае, если необратимое поражение головного мозга еще не наступило), а также улучшению общего состояния внимания, памяти, восприятия.

Важную роль играет также витаминотерапия, которая способствует улучшению метаболических процессов в области центральной нервной системы.

В особо сложных случаях (грубые расстройства поведения, выраженные психозы, неврозы, затяжные депрессивные состояния) врач может принять решение о госпитализации больного в психиатрический или дневной стационар.

2. Немедикаментозная (психолого-педагогическая коррекция). Данная методика играет важную роль в социализации больного, интеграции его в общество.

С этой целью больной посещает специализированную школу, где у него имеется возможность приобрести навыки, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности.

Для больных с легкой формой психического отклонения важную роль играет комплексное психотерапевтическое лечение. 

Люди, которые страдают УО, крайне нуждаются в поддержке, помощи и понимании со стороны социума. В последнее время появляется все больше специализированных учреждений, где таким больным создают максимально благоприятные условия для их жизни и деятельности.

Проблема состоит в другом – отношение окружающих к олигофренам. Важно помнить одно: сформировать из умственно отсталого человека гармоничную, целостную личность можно только с помощью понимания, терпения, толерантности и настойчивости.

Источник: https://arbat25.ru/myi-lechim/psixicheskie-rasstrojstva/simptomyi-umstvennoj-otstalosti-u-vzroslyix

Лечение умственной отсталости

Умственная отсталость симптомы и признаки

Олигофрения носит врождённый характер, проявляясь на самом раннем этапе развития человека. Она довольно распространена. Считается, что патология имеется у 1% населения. Из общего числа больных лёгкая степень определяется у 85%, средняя в 14%, а тяжёлая у 1%.

Специалисты предполагают, что на самом деле болезнь имеет ещё более широкое распространение, так как не все пациенты проходят психиатрическое освидетельствование. Мальчики болеют чаще девочек. Основной возраст выявления патологии –  6-7 лет. Лёгкие формы обнаруживаются к17-18 годам.

Явные отклонения дают о себе знать в первые годы жизни и требуют экстренного лечения.

Основные причины возникновения малоумия:

  • Внутриутробное поражение развивающегося ребёнка на фоне черепно-мозговых травм при родах, асфиксии.
  • Хромосомные аномалии: синдром Дауна, Вильямса. Ангелмана, ферментопатии и другие патологии.
  • Инфекционные болезни матери, ведущие к нарушению нормального развития головного мозга. Речь идет о нейросифилисе, герпесе, цитомегаловирусе, краснухе, токсоплазмозе,
  • Недоношенность.
  • Злоупотребление родителями психоактивными веществами.
  • Внутриутробные заболевания: гидроцефалия, менингоэнцефалит.
Задать вопрос психиатруБЕСПЛАТНО
Консультация врача психиатра (первый прием) – бесплатно при госпитализации3 000 руб.
Полная психодиагностика
(все анализы и процедуры)
от 5 000 руб.
Прием главного врача клиники4 500 руб.
Консультация психиатра на домуот 4 000 руб.
Доставка в стационар с психозомБЕСПЛАТНО
Стандартная палата (до 3 человек)2 100 руб./сутки
Палата повышенного комфорта (2 человека)2 350 руб./сутки
Палата на 1 человека (Премиум)3 200 руб./сутки
Палата на 1 человека (Люкс)от 4 500 руб./сутки

Стадии умственной отсталости

Совсем недавно был пересмотрен традиционный взгляд на разновидности олигофрении.

Ранее выделялись:

  • Дебильность – самый лёгкий вариант интеллектуальной инвалидности.
  • Имбецильность – случаи средней формы нарушения развития.
  • Идиотия – запущенная стадия.

Каждый из перечисленных видов в свою очередь подразделялся на три степени тяжести.

Современная медицинская классификация исключила эти термины по ряду причин. Наиболее существенная – проникновение терминологии в разговорный язык с явным уничижительным оттенком.

На современном этапе состояния психиатрии выделяют 4 типа умственной отсталости:

  1. Лёгкий, соответствующей дебильности.
  2. Умеренный, с клинической точки зрения являющийся неосложнённой имбецильностью.
  3. Тяжёлый, проявляющейся запущенной имбецильной клиникой.
  4. Глубокий, по своей сути являющийся идиотией.

Признаки и симптомы умственной отсталости

При олигофрении отмечается системное поражение всех видов психических функций, требующее лечения.

У больных страдают все интеллектуальные возможности:

  • внимание;
  • память;
  • эмоциональная сфера;
  • речевое воспроизведение
  • способность восприятия и анализа информации.

У многих пациентов выявляются двигательные нарушения, заболевания внутренних органов, неврологические расстройства.

Клинические проявления дефектов интеллектуального развития зависят от формы тяжести и имеют значение для решения вопроса о том, как лечить умственную отсталость, и что делать близким больного.

Лёгкая степень малоумия

У болящих отмечается IQ 50-70.

Основные признаки:

  • Низкая способность к абстрактному мышлению.
  • Неумение обобщать.
  • Недостаточность критических способностей.
  • Преимущественное образно-конкретное мышление.
  • Обеднённый словарный запас.
  • Эмоциональная скудость.
  • Повышенная внушаемость на фоне упрямства.

При указанных нарушениях у данной категории пациентов наблюдается:

  • Хорошая механическая память.
  • Чёткое умение выполнять шаблонную, не требующую творчества деятельность.
  • Приспосабливаемость к жизни.

Лица с интеллектуальной инвалидностью часто имеют и внешние дефекты:

  • Неправильные формы ушных раковин.
  • «Монгольскую складку» – эпикант.
  • Отсутствие части глазной оболочки – колобому.
  • Увеличенное расстояние между глазами – гипертелоризм.
  • Пороки сердца и других органов.

Проявления могут требовать лечения не только у психиатра, но и у других специалистов.

Умеренная и тяжёлая степень малоумия

У данной категории пациентов IQ находится в пределах 20-49.

Для них характерны:

  • Плоское (рудиментарное) мышление.
  • Возможность выработки элементарных навыков слежения за собой, опрятности.
  • Небольшой словарный запас.
  • Полное отсутствие способности обобщения свойств явлений и предметов.
  • Беспомощность в любой ситуации, требующей интеллектуального напряжения.
  • Склонность к механическому подражанию.

Люди с данной патологией могут выполнять примитивную, шаблонную работу под контролем. Они или агрессивны, или наоборот – робки и заторможены. У них часто выявляется гиперсексуальность, повышенный до прожорливости аппетит.

Глубокая степень малоумия

IQ в этом случае не превышает 20.

При осмотре больных выявляется:

  • Отсутствие признаков мышления.
  • Нечленораздельное произношение звуков.
  • Полное непонимание обращения к ним, отсутствие дифференциации людей, находящихся рядом.
  • Невозможность выполнения простейших навыков самообслуживания.
  • Наличие элементарных эмоций (радости, неудовольствия).
  • Снижение реакции на раздражители.

Болящие находятся в лежачем положении (эмбриональная поза). Требуют постоянного ухода и лечения. Прогноз неблагоприятный.

Диагностика умственной отсталости

Выявление лёгких степеней болезни в раннем детском возрасте затруднено. Диагноз устанавливается при наблюдении за ребёнком с подозрением на наличие олигофрении.

Врач в процессе обследования учитывает данные:

  • Задержки развития.
  • Беседы с родственниками и пациентом, при которой выявляются все специфические проявления заболевания.
  • Психологических тестов, опросников, анализа трактовки поговорок, пословиц картинок и рисунков.

Обследование дополняется генетическими методиками, МРТ, КТ, энцефалограммой. Дифференциальная диагностика необходима для исключения шизофрении.

Лечение при умственной отсталости, работа психолога, методы отзывы

Коррекция патологии в нашем медицинском центре предусматривает симптоматическую лекарственную терапию.

В нее входит назначение:

  • Ноотропов.
  • Витаминов.
  • Антигипоксантов и антиоксидантов.
  • Седативных средств или мягких стимуляторов (в зависимости от доминирующих симптомов).

Признаки умственной отсталости требуют усилий психолога и специальных методов адаптации, обучения самообслуживанию. Особая роль в поддержании качества жизни болящих принадлежит родственникам.

С близкими проводятся занятия, на которых им разъясняют все нюансы болезни и правила поведения с лицами, имеющими интеллектуальную инвалидность.

У нас вы можете ознакомиться с отзывами родственников пролеченных клиентов.

Чтобы понять, как вылечить умственную отсталость, записывайтесь на приём к психиатру нашей клиники «Кордия» по телефону +7 (495) 367-23-13. Мы подберём наиболее подходящий вариант помощи. При необходимости поможем с процессом реабилитации.

У вашего родственника психическое расстройство?

Отказывается от госпитализации? Боитесь, что он причинит вред себе и окружающим?
Звоните +7 (495) 268-09-02 или закажите бесплатную консультацию.

Врач приедет в течение 1 часа. Сами заберем в стационар. Экстренная госпитализация – круглосуточно!

Источник: https://cordiamed.ru/psy/lechenie-rasstrojstv/umstvennaya-otstalost/

Организм в норме
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: