Реверсивный гендерный стереотип

Содержание
  1. Эффект стереотипной угрозы, гендерные и расовые стереотипы
  2. Характер стереотипов
  3. Как мы узнаем стереотипы
  4. Проблема стереотипов
  5. Гендерные стереотипы и эмоции
  6. Гендерные стереотипы и работа
  7. Эффект стереотипной угрозы
  8. Стереотипы и общество
  9. Что такое гендерные стереотипы в современном обществе
  10. Что такое гендер
  11. Немного о гендерной роли
  12. Виды искажений мышления
  13. Вера в справедливый мир
  14. Иллюзия корреляции
  15. Каскад доступной информации
  16. Самоисполняющиеся пророчества
  17. Что такое гендерный стереотип
  18. Гендерные стереотипы в современном обществе и их роль
  19. Маскулинность и феминность
  20. Семейные и профессиональные роли, интересы
  21. Выбор сферы деятельности
  22. Когда появился интерес к изучению гендерных заблуждений
  23. Основные направления научной работы
  24. Кто готовил Адаму Смиту? Женщины и мировая экономика. Катрин Марсал (Marcal Katrine)
  25. Миф о красоте. Стереотипы против женщин Наоми Вульф
  26. «Загадка женственности» Бетти Фридан
  27. Биологический эссенциализм
  28. Гендерная поляризация
  29. Андроцентризм
  30. Двойные петли
  31. Сексизм и мизогиния
  32. Чем опасен доброжелательный сексизм
  33. В политике
  34. В экономике
  35. В религии
  36. В семье
  37. В образовании
  38. В здравоохранении
  39. Как бороться с внутренней мизогинией
  40. Как корректно пресекать трансляцию гендерных стереотипов/сексизма в ближайшем окружении
  41. Гендерные Стереотипы: Часть 2
  42. А что насчет культурной устойчивости гендерных стереотипов?
  43. Мужские черты
  44. Женские черты
  45. Небольшой итог
  46. Гендерные стереотипы
  47. Гендерные роли и стереотипы
  48. Влияние гендерных стереотипов
  49. Примеры гендерных стереотипов

Эффект стереотипной угрозы, гендерные и расовые стереотипы

Реверсивный гендерный стереотип

Психолог Ольга Гулевич об эффекте стереотипной угрозы, гендерных и расовых стереотипах.

В обыденном общении мы часто встречаемся со словом «стереотип». Когда мы говорим о стереотипах, мы имеем в виду очень простые схемы, представления или последовательности поведения, которые оказывают влияние на наши оценки или действия. Также это один из ключевых терминов социальной психологии.

Важно понимать, что научное и обыденное определения этого понятия различаются. В психологии под стереотипами понимают набор черт, которые человек приписывает представителям определенной социальной группы. Например, когда говорят, что женщины склонны к доброте и эмоциональны, а мужчины склонны к лидерству и агрессивны.

Характер стереотипов

Стереотипы — универсальное явление для разных стран и обществ.

Они могут формироваться по отношению к разным группам, но во всех странах есть стереотипы о мужчинах и женщинах (гендерные стереотипы), стереотипные представления о людях разного возраста, чаще всего пожилых и молодых (возрастные стереотипы). Еще два универсальных типа стереотипов — это этнические и расовые стереотипы — представления о членах этнических и расовых групп.

стереотипов может сильно различаться. Они могут включать в себя как позитивные, социально желательные, так и социально нежелательные особенности. Например, интеллект — это плюс-характеристика, а агрессивность — минус-характеристика.

С точки зрения психологии эти черты в сознании людей группируются в два крупных измерения. Первое — компетентность, куда относятся черты, связанные с интеллектом, знанием, профессиональным опытом, целеустремленностью.

Второе измерение — теплота, куда относятся характеристики, связанные с добротой, честностью, благонамеренностью, готовностью пойти навстречу другим людям.

Как мы узнаем стереотипы

Стереотипы — результат общественной жизни, потому что люди не рождаются со стереотипами. Человек постепенно запоминает их с момента рождения.

Сначала мы узнаем их в семье, когда родители говорят: «Делай это и не делай того-то: ты же мальчик», «Делай это и не делай того-то: ты же девочка». Затем мы встречаемся с этими стереотипами в школе, университете, на работе.

Еще эти стереотипы нас всегда сопровождают благодаря средствам массовой коммуникации, где в новостях, художественных фильмах и рекламе есть примеры поведения стереотипных героев. 

Стереотипы продолжают существовать в обществе, потому что люди склонны делать мир вокруг себя понятным и предсказуемым. Когда человек попадает в новую ситуацию, он пытается получить информацию о том, что происходит, пытается понять, какие люди его окружают и чего ждать от этих людей. Во многих ситуациях такой информации у нас почти нет.

Представьте, что вы оказались на новой работе или в новой для себя стране, вы мало знаете об окружающих, но можете получить минимальную информацию, изучая внешние признаки людей.

В таких неопределенных ситуациях мы спонтанно начинаем классифицировать людей на основе хорошо заметных признаков — проводим социальную категоризацию, например, на основе биологического пола, на основе возраста, цвета кожи, разреза глаз. Когда мы помещаем человека в определенную группу, мы говорим: «Ага, перед нами женщина», а затем начинаем применять стереотипы.

Мы думаем: «Ага, она женщина, значит, она добрая, но эмоциональная». Или: «Ага, он мужчина, значит, он склонен к лидерству или, возможно, агрессивен». В итоге мы делаем мир вокруг себя более понятным и предсказуемым.

Проблема стереотипов

Проблема использования стереотипов в том, что все люди разные.

Психологические исследования показывают, что различия между женщинами и различия между мужчинами по агрессивности, по эмоциональности, по уровню интеллекта больше, чем различия между мужчинами и женщинами в целом.

Когда мы начинаем использовать стереотипы, мы убираем индивидуальные различия, выкидываем их из нашего восприятия. В итоге суждения, которые мы строим, и формы поведения, которые мы выбираем, могут не подходить для конкретного человека.

Несмотря на эту проблему, люди продолжают использовать стереотипы, и они оказывают двойственное влияние на наши оценки и поведение. Приведем два примера, связанных с гендерными стереотипами, они будут касаться эмоциональной стороны жизни с одной стороны и профессиональной деятельности с другой.

Гендерные стереотипы и эмоции

Психологические исследования показывают, что люди по-разному распознают эмоции на лицах мужчин и женщин. Согласно стереотипам, женщины эмоциональны и доброжелательно настроены к окружающим, а мужчины менее эмоциональны и настроены более враждебно.

Если человек поддерживает такие стереотипы, то он начинает быстрее замечать признаки эмоций на лице женщины, чем на лице мужчины, потому что он ожидает увидеть эти признаки. Кроме того, мы быстрее распознаем на лице женщины радость и грусть.

На лице мужчины мы быстрее распознаем признаки гнева и презрения.

Самое интересное, что если мы увидели на лицах людей эмоции сильной грусти и даже слез, то мы по-разному будем объяснять эти эмоции. Сильную грусть, сопровождающуюся слезами, у женщин объясняют присущими им психологическими особенностями. Аналогичное эмоциональное поведение мужчин обычно объясняют сильными ситуационными факторами, внешним воздействием.

Гендерные стереотипы и работа

Второй пример связан со стереотипами в профессиональной деятельности. Влияние стереотипов наблюдается, потому что черты, которые присущи, как кажется, мужчинам и женщинам, частично определяют род деятельности, которую эти люди могут вести.

Традиционным занятием для женщин считается что-то связанное с общением, с детьми. Для мужчин род деятельности скорее связан с техническими областями и бизнесом — или только кажется, что связан. Если придерживаться таких стереотипов, то при отборе кандидатов на работу выбор будет предрешен.

Если человек отбирает на работу в компьютерную организацию людей, занимающихся программированием, то предпочтение будут отдавать мужчинам, потому что они заранее выглядят компетентнее.

А для должности учителя начальной школы или воспитателя детского сада, согласно стереотипам, скорее подойдет женщина.

Даже когда человека уже взяли на работу, к нему будут по-разному относиться.

Исследования показывают, что люди, играющие роль начальника, выделяют больше материальных ресурсов мужчинам для выполнения специфической деятельности.

Кажется, что у вас есть должность и вы ее выполняете, но возможности, которые вам даются, разные. Это одна сторона воздействия стереотипов, связанная с их влиянием на восприятие окружающих.

Эффект стереотипной угрозы

Поразительным образом стереотипы влияют на наше самовосприятие. Если мы поддерживаем некоторые стереотипы, то начинаем применять их к себе.

Яркий пример такого влияния — эффект стереотипной угрозы. Его впервые обнаружили на расовых стереотипах, а потом и на гендерных. Такой эффект возникает, когда в обществе есть стереотип о конкретной группе, включающей в себя негативные особенности.

Например, женщины плохо справляются с техническими или точными науками. В итоге люди из стереотипизированной группы становятся жертвами таких стереотипов.

Многие психологические исследования показывают, что женщины, которым напомнили о существовании подобных стереотипных представлений, хуже выполняют математические тесты.

Появление такого эффекта происходит по нескольким причинами. Прежде всего, когда человек помнит о таких стереотипах, он начинает волноваться, и у него возникают посторонние мысли. Человек боится оправдать эти негативные ожидания, и в итоге из-за стресса их оправдывают. Также в таких ситуациях у человека падает мотивация.

Кроме того, подобное представление имеет и долговременное воздействие. Люди, которые долго находятся под воздействием таких стереотипов, не хотят заниматься соответствующей деятельностью.

Например, девочки, которым напоминают о таких стереотипах, не видят себя в будущем в университетах занимающимися техническими науками. Человек просто закрывает для себя эту деятельность. Аналогично с мужчинами, которым говорят, что педагогика или лингвистика — это женское занятие.

Люди дистанцируются от такой деятельности, поэтому они могут даже не начать заниматься в той области, где их ждал бы большой успех.

Стереотипы и общество

Воздействие стереотипов рассматривается в социальных науках, особенно в психологии, как большая и серьезная проблема. Но это не значит, что эту проблему невозможно решить.

В обществах есть разные люди, которые в разной степени согласны с этими стереотипами. Кто-то их поддерживает, кто-то — нет. Страны различаются по степени этих стереотипов. Сравнительные исследования показывают, что в странах Северной и Западной Европы гендерные стереотипы выражены меньше, чем в странах Южной Европы.

Главное, многие психологические исследования показывают, что стереотипы можно менять. Существуют целые программы, с помощью которых меняют стереотипные ожидания. Этот процесс важен, потому что изменение стереотипов и частично отказ от стереотипов позволяют людям делать то, что хотят делать в жизни они сами, а не то, что предписывают им подобные представления.

Источник: https://www.kramola.info/vesti/protivostojanie/effekt-stereotipnoy-ugrozy-gendernye-i-rasovye-stereotipy

Что такое гендерные стереотипы в современном обществе

Реверсивный гендерный стереотип

Знать, что такое гендерные стереотипы, полезно, если вы планируете добиться успеха в современном обществе. Необходимо понимать, с чем придется столкнуться людям, не соответствующим представлением мира о собственном гендере. Придется научиться противостоять давлению других людей и бороться с мнением окружающих.

Что такое гендер

Это понятие, которое часто путают с полом. Это определение женщины или мужчины в соответствии с их социальной ролью. Чтобы узнать гендер, необходимо понять, каким набором характеристик человек обладает.

Кроме того, эта характеристика отвечает за то, как будут воспринимать индивида в обществе. Может как совпадать с биологическим полом, так и противопоставляться ему.

Немного о гендерной роли

Это понятие дается человеку обществом. Под «гендерной ролью» понимают набор определенных характеристик и ожиданий, которые будут предъявлять личности в соответствии с его биологическим полом.

Яркий пример ― то, что в сознании массы людей женщина должна быть нежной, хранительницей очага, оберегать, заботиться, выполнять роль матери. Мужчина ― добытчик, ходит на работу, растет по карьерной лестнице.

Виды искажений мышления

Под «когнитивным искажением» понимают какие-то неправильные мысли, не соответствующие реальности. При этом человек убежден, что он прав. На основе этих суждений личность регулярно совершает одни и те же ошибки. Например, муж – добытчик, а бабушка должна печь пирожки.

Обычно такие искажения вызваны или давлением общества, или эволюционной адаптивностью. Фактически человек растет в каких-то условиях, привыкает к ним и принимает их как единственно верные. Из таких мыслей часто вырастают и гендерные предрассудки.

Вера в справедливый мир

Одно из частых заблуждений, являющийся основой для мизогинии или сексизма. Большинство людей верят, что наш мир устроен справедливо, и каждый получает по своим способностям и умениям.

Обратите внимание

Наблюдая, как женщин унижают за их пол, человек полагает, что она этого заслужила своим поведением. Источник такого стереотипа ― счастливая жизнь. Подобным образом думают люди, не столкнувшиеся с жизненными проблемами.

Иллюзия корреляции

Основная особенность человеческого мышления. Современная личность не склонна верить в неизвестность, пустоту. Мы считаем, что знаем все, поэтому ищем очевидные объяснения непростым вещам.

Многие люди находят связь между двумя явлениями, потому что она кажется им очевидной на основе нескольких совпадений. Яркий пример ― все женщины глупые и хотят сидеть дома.

Каскад доступной информации

Массовый феномен, характерный для людей, регулярно читающих дискуссии на определенную тему. Означает явление, когда одна и та же мысль сначала кажется неправильной, но со временем приобретает все больший вес, если часто звучит и встречается в тематических дискуссиях.

Приведем пример. Положим, человек не подвержен гендерным стереотипам. Однако он попадает в неправильную компанию, где мнение дам не учитывают. Со временем мысль о том, что противоположный пол плох, становится родной и для него.

Самоисполняющиеся пророчества

Это какая-либо мысль, пророчество на будущее, которое одним своим существованием влияет на реальность и может легко исполниться. Причем причина этого не в том, что говорящий был прав, а в том, что сама фраза уже несет в себе какой-то посыл.

Приведем пример из области гендерных стереотипов. Положим, женщина устроилась на работу. Ее начальник уверен, что она глупа, поэтому дает ей только самые легкие задания. В результате девушка и впрямь не может себя проявить, а со временем даже теряет профессиональные навыки.

Что такое гендерный стереотип

Это понятие, напрямую связанное с ролью мужчины или женщины в обществе. Основываясь на своем понимании о поведении полов в социуме, люди создают определенные правила, которым они должны всегда следовать.

Причем следование этому принимается за правду автоматически. «Все парни любят черный цвет», ― и даже незнакомому молодому человеку подарят полностью темную футболку.

Гендерные стереотипы в современном обществе и их роль

Они определяют характер человека в глазах иных людей, помогают ему определить, как нужно разговаривать с незнакомцем и о чем ему следует учитывать.

Но у этого есть и негативная сторона. Во-первых, эти заблуждения могут не совпадать с реальным характером человека. А, во-вторых, они помогают оправдать неравенство полов и притеснение по этому признаку, например, то что девушки сами виноваты в изнасиловании.

Маскулинность и феминность

Относится скорее к чертам характера и интересам. Распределяет гендерные стереотипы между мужчинами и женщинами, приписывая одним смелость, храбрость и накачанное тело, а другим – худобу, нежность и трусость.

За отказ следовать таким мнениям девушек называют «мужиками» и, наоборот, говорят, что они ведут себя неправильно.

Семейные и профессиональные роли, интересы

Помимо прочего, стереотипы о женщинах диктуют, чем они должны заниматься. К примеру, девушка должна хотеть пойти в офис, а парень ― на завод или стройку. В семье одни должны быть хранителями очага, а другие ― добытчиками.

Регулируются также интересы. Парни, к примеру, не могут смотреть аниме, а женщины ― собирать модели.

Выбор сферы деятельности

Еще одни правила, назначаемые обществом, – это определение профессии и последующей области деятельности. Мужчины должны идти в точные науки, а девушки ― быть секретаршами или работать в индустрии красоты.

Эти стереотипы самые опасные. Если человек пойдет на иную работу, он столкнется с сильной дискриминацией и неравенством.

Когда появился интерес к изучению гендерных заблуждений

Начало изучения неравенства между полами и связанной с этим дискриминации появилось где-то в 1970-е годы, когда стереотипы о девушках стали противоречить волне равноправия. Общество осознало, что представители разных полов могут быть похожи.

Именно тогда появилось понятие стереотипа, и начались первые работы в этой отрасли. Изучения продолжаются до сих пор.

Основные направления научной работы

Часть ученых ведут свои работы на стыке биологии и психологии, стараясь доказать, что сексистские суждения имеют право на жизнь и обоснованы анатомически. Однако ни одно исследование в этом направлении не увенчалось успехом.

Люди стараются выяснить, чем вообще обосновано такое жесткое разделение на два гендера и присваивание им определенных характеристик. Пока есть две теории ― андроцентристская (принятие мужчины в качестве варианта по-умолчанию) и эволюционная (сексизм образовался в процессе эволюции).

Часть исследований писатели отразили в своих произведениях, уже ставших культовыми.

Кто готовил Адаму Смиту? Женщины и мировая экономика. Катрин Марсал (Marcal Katrine)

Отлично развенчивает огромную часть заблуждений о девушках и женщинах. Рассказывает, что человек любого пола может стать прекрасным экономистом и финансистом, показывает, что в истории есть не самые очевидные примеры.

Кроме того, затрагивает роль материнства, говорит о том, что хороший родитель не обязательно должен растворяться в своем ребенке и сидеть дома до его совершеннолетия.

Миф о красоте. Стереотипы против женщин Наоми Вульф

Автор рассказывает, что от комплексов страдает большая часть людей. Она говорит, как справиться с низкой самооценкой и стать прекрасной, ничего в себе не меняя.

Поскольку гендерные стереотипы ― это полноценный набор характеристик, они затрагивают и внешность. От большинства девушек требуют быть идеально красивыми, иметь худое или подтянутое телосложение, идеальную кожу и длинные волосы.

«Загадка женственности» Бетти Фридан

Фундаментальный труд, автор которого провела огромную социологическую работу. Девушка проанализировала все труды и опросы в этой области, пообщалась с некоторыми знакомыми, сумевшими добиться успеха.

В итоге она развенчала большинство стереотипов и показала, из чего вырастают все эти «обязательные правила».

Биологический эссенциализм

Одно из самых популярных заблуждений, ведущих к постепенному разрушению и моральной деградации общества. Состоит в том, что принадлежность к какому-либо классу или гендеру несет в себе определенный подтекст, врожденную сущность, изменить которую нельзя.

При помощи биологического эссенциализма люди оправдывают различия и неравенство между полами, говоря, что мужчины и женщины различаются по-умолчанию, по своей природе, так как именно они были охотниками на мамонтов и приносили дичь.

Гендерная поляризация

Примеры гендерных стереотипов показывают, что мужчины и женщины якобы совсем разные люди. Они мыслят и думают по-разному. Соответственно, весь жизненный опыт и исследования также делят на две, не соприкасающиеся друг с другом категории.

Из-за этого большая часть информации проходит мимо иных людей.

Андроцентризм

Основа для огромного количества правил и стереотипов. В ходе этого понятия мужчина и мужское начало объявляется нормальным для человеческой культуры. Женщина же считается отклонением от нормы.

В результате, например, женский труд считается невидимым. Само понятие “работа” ассоциируется с парнями, а трудящиеся девушки объявляются исключением.

Двойные петли

В этом случае подразумевается ситуация, когда человек может выбирать только из двух вариантов, каждый из которых имеет свои неприятные последствия. На самом деле этот выбор только навязан обществом.

Яркий пример – выбор между “женственностью” и “успешной карьерой”. На самом деле можно развиваться и в карьере, и семье.

Сексизм и мизогиния

Постепенно расцветающие в обществе гендерные стереотипы перерастают в сексизм. Это явление, при котором неравенство полов и разные роли считаются правильными и оправданными.
Постепенно дело идет к мизогинии. Это ничем не оправданная неприязнь или даже ненависть к представителям женского пола.

Чем опасен доброжелательный сексизм

Даже просто оправдывая якобы очевидные разделения профессий и характеров по биологическому полу, вы подчеркиваете стереотипы о мужчинах и женщинах, делая их правилом. Это же относится к предложениям вроде «ну я же просто хочу защищать девушек, чтобы им было хорошо».

Это важно

Чем большее количество людей будут верить в такое полярное разделение, тем активнее будет процветать мизогиния.

В политике

Во многих странах процент участия женщин в политике достаточно низок. В результате с огромной вероятностью девушка, пропагандирующая здравые идеи, просто не попадет в парламент.
Это позволяет принимать сексистские и дискриминирующие законы. Права девушек некому защитить.

В экономике

«Стеклянный потолок» карьеры для женского пола ― это не миф. Если у работодателя будет выбор, кого взять ― девушку или парня ― они возьмут обладателя Y-хромосомы, оправдываясь стереотипами.
Кроме того, женщинам обычно платят меньшую зарплату, их реже повышают и премируют.

В религии

Во многих религиях женский пол по-прежнему считается нечистым. Яркие представители ― это православие и ислам. В обеих религиях женщина чуть ли не приравнивается к демону во время менструаций.

Она должна сидеть дома и слушать мужа. Ее мнение не учитывается. Это все приводит к страшной вещи ― женскому обрезанию.

В семье

Большинство девочек вырастают в окружении постоянных стереотипов и патриархальной модели семьи. В результате они сами не могут построить равноправный брак, найти себе достойного спутника жизни.

Это в свою очередь ведет к отношениям с абьюзером и невозможностью уйти от домашнего насилия. Девушка думает, что это нормально, что она сама заслужила побои.

В образовании

С раннего детства в голову мальчиков и девочек вбивается один и тот же стереотип: мальчишки глупые, а девчонки ― идеальные отличницы, никогда не бегающие по коридорам.

Это опасно для обеих сторон конфликта. Парней по умолчанию считают хулиганами, а от девушек требуют идеальности.

В здравоохранении

Большинство болезней связаны с гендером, по крайней мере, так считают врачи. Любое заболевание мужчины привязывают к неправильному образу жизни. Женщин лечат так, чтобы потом они смогли родить.

Как бороться с внутренней мизогинией

Необходимо жестко пресекать себя на любой мысли о том, что «все бабы дуры». Не нужно намеренно устранять из своего круга общений всех девушек. Позвольте себе увидеть умных и успешных мадам.

Как корректно пресекать трансляцию гендерных стереотипов/сексизма в ближайшем окружении

Если в круге ваших друзей есть ярый сексизм, постарайтесь мягко переубедить его. Приведите примеры из истории. Постоянно упоминайте свои контраргументы и разговаривайте. Но если он начинает напрямую оскорблять женщин ― пресекайте это жестко.

Источник: https://profylady.ru/articles/psikhologiya/chto-takoe-gendernye-stereotipy-v-sovremennom-obshhestve.html

Гендерные Стереотипы: Часть 2

Реверсивный гендерный стереотип

Я решил развивать этот канал, значит, пришло время для продолжения истории про гендерные стереотипы.

Итак, напомню, что

Стереотипы — это структуры знаний, которые связывают членов социальных категорий с определенными атрибутами, которые составляют содержание стереотипа.

В прошлом тексте я рассказывал про адвоката и судью, о том, как неверная катетеризация людей в определенной ситуации может сыграть с нами злую шутку.

А что насчет культурной устойчивости гендерных стереотипов?

Поскольку гендерное разделение труда и гендерная иерархия существуют в примерно одинаковых формах во многих культурах, теория социальных ролей (Social Role Theory; Eagly et al., 2012) предсказывает межкультурный консенсус относительно того, какие черты связаны с мужчинами и женщинами.

Другими словами, если женщины играют роль воспитателя, а мужчины играют роль кормильца в большинстве культур, гендерные стереотипы должны быть сходными, а не разными. Одно из наиболее обширных исследований содержания гендерных стереотипов в разных культурах было проведено J. E.

Williams and Best (1990) и их сотрудниками, которые исследовали гендерные стереотипы в 25 странах мира (в Северной и Южной Америке, Европе, Африке и Азии).

Эти исследователи использовали список из 300 личностных черт, ранее разработанных психологами-исследователями личности (не специально для оценки гендерных стереотипов, а для создания всеобъемлющего инструмента для оценки личности).

Участники оценивали каждую черту в этом списке, известном как Adjective Check List (модифицированная версия и история списка: Itzhar-Nabarro, Silberschatz & Curtis, 2009), указывая, является ли эта черта той, что «чаще ассоциируется с мужчинами, чем с женщинами», «чаще ассоциируется с женщинами, чем с мужчинами», или «не дифференцированно ассоциируется с двумя полами» (Williams & Best, 1990).

Безусловно, этот метод имеет некоторые недостатки.

Во-первых, трудно точно перевести черты на разные языки, сохраняя их значение постоянным; даже в странах, которые используют один и тот же язык, определенные черты могут иметь различное значение в популярном использовании (например, США и Англия были охарактеризованы как «две нации, разделенные общим языком»).

Во-вторых, картина гендерных стереотипов, которую можно получить, может отличаться, если люди генерируют свой собственный список черт, а не реагируют на варианты, предоставленные исследователем (что называется, о чем спросили, на то и ответили – это вообще большая проблема многих исследований, когда отсутствует четкое понимание того, что исследуется, и, собственно, недостаточно четкий исследовательский вопрос). В-третьих, в этом методе используется относительно простой формат ответа с принудительным выбором, который может не дать более четких различий о том, какие черты наиболее тесно связаны с каждым полом. В-четвертых, исследователи не смогли получить случайный выбор стран или случайные выборки участников в этих странах. Тем не менее исследование Уильямса и Беста имеет большое значение: оно уникально по своему охвату и вниманию стереотипов в различных странах, что дает существенное понимание межкультурной согласованности гендерных стереотипов.

В списке ниже перечислены личностные черты, в отношении которых есть наибольшее межнациональное согласие как типично стереотипно-женских/мужских черт. В частности, характеристики были оценены как тесно связанные с мужчинами или женщинами, по крайней мере, в 20 из 25 исследованных стран.

По большей части эти черты соответствуют содержанию стереотипов между мужчинами и женщинами в США (и в России тоже) и ​​в целом, похоже, соответствуют ожиданиям социально-структуралистских теорий, таким как теория амбивалентного сексизма (о ней я рассказывал в прошлом материале о типах сексизма и в материале о сексизме) и теория социальных ролей.

В соответствии с первым, мужчины, кажется, воспринимаются как «плохие(bad)» (например, агрессивные, грубые), но «смелые (bold)» (компетентные, предприимчивые, активные) и женщины как «замечательные» (wonderful) (теплые, ласковые, нежные), но «слабые(weak)» (покорные, зависимые, боязливые).

С точки зрения теории социальных ролей, «замечательные» черты женщин подходят для воспитания других, а их «слабые» черты усиливают их низкий статус в гендерной иерархии.

Напротив, «смелые» черты мужчин подходят им на роль защитника и кормильца, предполагая, что они обладают компетентностью и смелостью, необходимой для выполнения этих ролей, а их «плохие» (а также смелые) черты усиливают их власть и статус, характеризуя их как подходящих для того, чтобы доминировать и вести (быть лидером), когда дела идут жестко.

Другие анализы этих данных подтверждают идею о том, что кросс-культурное сходство между гендерными стереотипами связано с гендерными ролями и гендерной иерархией. Дж. Э. Уильямс и Бест (1990) исследовали связь стереотипных мужских и женских черт, порожденных в каждой нации, с основными мотивами, взятыми из классической таксономии потребностей человека Murray (1938).

Некоторые из мотивов, описанных Мюрреем, ясно представляют стремление к власти, статусу и достижениям.

К ним относятся доминирование (волевое преследование собственных целей даже за счет других), автономия (независимость от других), агрессия (конкурентная ориентация на других), выставка (стремление к социальному признанию своих достижений) и достижения (быть трудолюбивым и целеустремленным).

Другие основные человеческие мотивы отражают желание воспитывать, быть угодным, приятным, и ладить с другими больше, чем приобретать или использовать личную власть. К ним относятся забота (проявление сотрудничества и сочувствие к другим), преуспевание (желание избегать конфронтации с другими), почтение (предпочитая, чтобы другие были ответственными) и унижение (подчинение своих потребностей другим).

Мужские черты

Авантюрный | Доминирующий | Волевой | Независимый | Сильный Агрессивный | Автократический | Дерзкий | Предприимчивый | Надежный | Строгий | Активный | Отважный | Прогрессивный | Грубый | Суровый, строгий | Безэмоциональный | Мудрый

Женские черты

Сентиментальная | Смиренная | Суеверная | Ласковая | Мечтательная | Чувствительная | Привлекательная | Зависимая | Эмоциональная | Напуганная | Мягкая | Слабая | Сексуальная | Любопытная | Нежная | Легкая | Очаровательная | Разговорчивая

Черты, которые люди в каждой стране наиболее тесно связывали с каждым полом, были оценены (набором хорошо информированных американских судей) по каждому из мотивационных аспектов Мюррея. Стереотипно мужские черты последовательно связаны с мотивами власти и достижений, тогда как стереотипно женские черты были связаны с воспитанием, отношениями и мотивами избегания власти. Во всех странах стереотипные мужские черты были выше по всем мотивам, связанным с властью и достижениями, чем стереотипные женские черты. Точно так же во всех странах стереотипно женские черты были выше по всем мотивам, связанным с воспитанием и избеганием власти, по сравнению со стереотипно мужскими чертами.

Небольшой итог

Важно понимать, что гендерные стереотипы не только социально распространены в обществе, но и демонстрируют впечатляющую согласованность между культурами. Это создает трудности для чисто культурных объяснений происхождения стереотипов.

Однако из-за повсеместности гендерных различий во власти и ролях эти межкультурные находки согласуются с социальными структурными объяснениями и не обязательно подразумевают биологически обоснованные различия в признаках.

Оценочные коннотации гендерных стереотипов также показывают кросс-культурные закономерности: мужчины считаются «плохими, но смелыми», а женщины – «замечательными, но слабыми».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a787960a867318b840486e2/gendernye-stereotipy-chast-2-5c3067d780738300aaca4c79

Гендерные стереотипы

Реверсивный гендерный стереотип

Гендерные стереотипы – это сложившиеся устойчивые и распространенные представления, касающиеся особенностей поведения, внешности, самопредставления и стремлений в зависимости от пола. Стереотипы связаны с поддержанием функционирования гендерных ролей, будучи порожденными их особенностями, но и влияющими на их воспроизведение у последующих поколений.

Изучение гендерных стереотипов показало их влияние на установление гендерного неравенства, а также ущемление личности на основании пола, что породило множество митингов о гендерной и половой толерантности, а также феминистское движение.

Сила влияния таких стереотипов зависит от исторического периода анализа и культурной среды, которая изучалась. Более развитые в исследовательском и культурном отношении страны в меньшей степени используют гендерные стереотипы для регуляции общественного поведения.

Осознание того, что представляемые факты про соблюдение норм больше надуманны и не соответствуют действительности, позволяют людям более объективно относиться к реальности и обустраивать свою жизнь комфортным образом, реализовывая таланты и удовлетворяя потребности, возникающие в эту секунду, а не в соответствии с предписаниями.

Гендерные роли и стереотипы

В менее развитом обществе соотнесение себя и оценка окружающих по стереотипам довольно сильна, поскольку при построении стереотипного отношения не приходится анализировать свое внутреннее отношение, ситуацию и личность другого, можно просто взять готовую, внушаемую из вне информацию и следовать ее модели. При этом характерным является манипулирование смыслами и понятиями, заключающимися в избирательном восприятии информации и личном ее вольном трактовании, что делает подобные установки на счет характерного поведения основой для манипулирования окружающими.

Возникновение жесткой структуры гендерных предрассудков присуще традициям западной культуры, где гендерные роли четко разделены, соответствуют физиологическому полу с постоянным закреплением, а в других культуральных сообществах может, как полностью отсутствовать социальная роль, определяемая полом, так может и сменяться вместе со сменой условий и потребностей. В таких условиях не зарождаются стереотипы и рамки, а человек чувствует себя более свободным в собственных проявлениях и может успешно осуществлять различную деятельность.

Нужны ли гендерные стереотипы – вопрос, имеющий множество ответов, поскольку с одной стороны, любые стереотипы не позволяют видеть ситуацию реальной и проявлять гибкость приспособления, с другой они служат довольно сильным конструктом поддержания соответствующего поведения, являясь негласным сводом законов, что упрощает выбор жизненной стратегии тем, кто по различным причинам не способен выстроить самостоятельную.

Безусловно, различия феминного и маскулинного существуют, и этими вопросами занимается гендерная психология.

И чем больше исследований особенностей данного спектра, тем больше было получено подтверждений тому, что между различными гендерами значительно больше схожего, чем различного, а психика любого человека содержит проявления обоих полов (собственную аниму и анимуса).

Акцентируются различия в силу того, что они режут глаз, являются вечным камнем преткновения и глубоко закреплены в архаичных пластах психики, также этим удобно объяснять и прикрывать другие концепции (например, унижения или подчинения другого).

Если человек начинает действовать лишь в рамках соответствия своему физическому полу, это влечет за собой личностные расстройства, своеобразный бунт противоположной части, оказавшейся непринятой и отправленной в тень.

Понятие гендера было введено не как синоним биологического пола, а для обозначения его социальной составляющей. Физические половые признаки не дают предопределения социальных проявлений, ведь чтобы считаться самцом или самкой необходимо только родиться.

А чтобы считаться женщиной или мужчиной в социальном понимании необходимо соответствовать определенным критериям и ожиданиям, накладываемым культурой относительно представления собственного пола.

Когда же человек не играет соответствующую социальную роль, его считают странным или больным, люди у которых сильно развито стереотипное мышление в отношении гендера могут испытывать страх или ненависть к тем, кто действует вне рамок, определяемых социумом.

Гендерная идентичность также формируется под социальным влиянием, ведь изначально дети не различают пол, потом они просто знают его формально, когда им объясняют через те же стереотипные ожидания их поведение («мы не будем брать синюю футболку, ты же девочка, мы возьмем тебе розовое платье», «ты сильный и смелый, сможешь сам заснуть в темной комнате, ты же мальчик»). Дети пробуют, играют в семью, но окончательное понимание своей поло-ролевой принадлежности и чувствование гендерных ролей начинается при половом созревании.

Гендерная роль включает свод представлений определенной культуры на отрезке конкретного времени, о том, как подобает себя проявлять.

Это такое поведение, которого ожидает от человека общество, в русле которого воспитывают (вспомните объяснения родителей «ты же мальчик» – логика отсутствует, зато присутствует предопределение какого-то поведения лишь на основании половых признаков).

Подобное строгое отношение присутствует в школах и дворах каждого дома западной цивилизации, чтобы определить соответствующий упор на проявление феминности или маскулинности.

Гендерные роли не устойчивое образование или обозначение, характеристика пола, невозможно сказать, что если человек чувствителен, то значит это женщина.

Подобные исполняемые и проявляемые моменты полностью регулируются культурой, и то, что на одном континенте будет считаться маскулинным проявлением, на другом может оказаться типичной женской обязанностью.

То, какое отношение человек будет иметь к ролевым проявлениям (действие стереотипного мышления) определяется окружающими людьми.

Изменения восприятия гендерных ролей, а соответственно и силы стереотипизации зависит от исторического промежутка, когда проводилось изучение гендерных стереотипов. Если в более древние времена деятельность и досуг мужчин и женщин были четко разделены, то сейчас все смешалось.

Существовавшие ранее стереотипы еще сильны, но происходит внутренняя революция общества и официально нет разделения профессий относительно пола, появилось больше свобод проявления.

Так же и в досуговом времени – женщины ходят на бокс, а мужчины пишут картины и все большее количество людей руководствуется в своих оценках гендерными предпосылками – на первое место выступает удовольствие самого человека и качество производимого им продукта.

Влияние гендерных стереотипов

С гендерными ролями каждый выбирает определенную позицию – можно играть и менять эти роли в зависимости от происходящего в реальности и тем самым проявлять адаптивность и творческое приспособление, а можно ригидно действовать, строго выполняя предписания роли, и тогда это выглядит как приспособление ситуации под свои возможности.

Нужны ли гендерные стереотипы, чтобы лучше адаптироваться в социуме, при логическом рассуждении приводит к отрицательному ответу, но, тем не менее, множество людей предпочитают проламывать действительность, требуя от себя и близких порой невыгодного и тяжелого соответствия придуманным правилам.

Действия в правилах стереотипов гендера могут помочь человеку достигнуть своих целей (когда женщина придерживается подобной концепции, то мужчина решающий все ее вопросы, часто без ее участия покажется ей идеальным), но так же может и сильно мешать (при той же ситуации, но если женщина ориентируется на собственную зрелость и способность к ответственности, бесцеремонное вмешательство мужчины, пусть даже с благими намерениями может положить конец любым отношениям).

Прописанные стереотипами правила диктуют цели и пути их достижения. Позитивные моменты, привносимые стреотипизацией – с самого детства известно, что делать, кем работать и как себя вести, т.е. человек избегает душевных метаний и получает огромную дозу социального одобрения при успешном соответствии.

Проблемы начинаются, когда люди пытаются достичь подобного соответствия (женщинам тяжело совмещать работу и домашние обязанности, а мужчины редко могут дотянуться до образца мужественности и успешности).

Любая роль и стереотип – это идеал, который априори далек от реальной жизни и живого человека, поэтому попытки соответствовать ему рождают чувство собственной неполноценности, тревоги и усталости.

Действие в предписанных рамках ограничивает развитие личности, сводит на нет возможности заложенного потенциала, при этом теория социальной андрогинности открывает двери для собственного совершенствования и достижений. Множество научных открытий были совершены женщинами после того, как им дали допуск к образованию и науке, а большинство талантливейших поваров, дизайнеров и парфюмеров – мужчины.

При исследованиях особенностей психики людей, придерживающихся гендерной стереотипизации, было выявлено большее количество защитных механизмов психики, повышенный уровень депрессивных и тревожных проявлений, ригидность психических и социальных процессов, застревание в травматическом опыте. Тогда как личность, свободно переключающаяся между ролями, имела более стабильный эмоциональный фон, меньшее количество защит и более высокий уровень осознанности, так же были выше показатели адаптивности, гибкости и реализованности, общий уровень ощущения наполненности жизни.

В целом можно сказать, что чем больше вариантов поведения доступно человеку, тем успешнее он становится в своей деятельности и устойчивее эмоционально к различным происшествиям.

Примеры гендерных стереотипов

Еще не родившись, человек уже попадает под действие гендерных стереотипов, когда узнав пол ребенка, родители выбирают коляску и кроватку голубого или розового цвета. Дальше вся рекламная и социальная инфраструктура нацелена на разделение – отличаются чепчики и бутылочки, рюшечки и динозавры на футболках.

Примером такого же гендерного стереотипа является выбор игрушек и игр для детей – девчонкам куклы и посудка, а мальчишкам машинки и роботы.

Если посмотреть на игры младших групп детского сада, то заметите, что дети играют те, что привлекло их внимание, там девочки катают машинки, а мальчики укладывают пупсов спать, но потом им всем расскажут с какими игрушками нужно играть, каждый дома у себя будет видеть определенный набор и постепенно начнет играть в свое. Таким образом, начинают формироваться первичные стереотипы про внешность и деятельность, мало кто из родителей думает, что их дочь будет дальнобойщиком.

Дальше больше и вот типичная женщина должна быть чистой и аккуратной, как и все пространство вокруг нее, ее профессия должна быть помогающей и связана с людьми (учителя, врачи, секретари), при этом уровень дохода у женщины не превышает мужской.

Для женщин не важно образование, и она его может не получать, точно так же они не занимаются спортом и политикой. Во взаимоотношениях женская роль всегда вспомогательная, молчаливая и в тени, подчиняющаяся тому, что скажет мужчина.

А главные направления женской деятельности заключены на домашней территории в готовке, уборке и заботе о детях, работать и ходить куда-то еще можно, только когда выполнен приоритет и считается прихотью (если не придурью).

Женщины любят петь, танцевать и искусство, а не любят сетевые игры, автомобили и рыбалку; при этом они всегда хорошо выглядят и пахнут и никогда не злятся.

Стереотип мужчины можно построить на антонимах женскому, так как они занимаются серьезными внешними вопросами, но не домашними обязанностями. Мужчины могут починить сломанное и увлекаются играми, но не могут долго и душевно общаться или убрать за собой. Мужчины в стереотипном восприятии много зарабатывают, ведут свою деятельность в политике, активно занимаются спортом и руководят женщинами.

Перечислять можно бесконечно, но никто не соответствует этому списку полностью, да и не требует от своего партнера.

Есть стереотипы, сложившиеся в обществе и есть те избранные из них, которые актуальны для конкретного человека, его семьи.

Стереотипы могут касаться и задатков (мужчины – математики, женщины – гуманитарии), желаний (женщины хотят замуж, мужчины – свободы) и темперамента (мужчины – агрессивны, женщины – спокойны).

Все построение стереотипов строится по бинарному принципу, и если женщина интуитивна, то мужчина логичен. За этим идут анекдоты про женскую логику, но никто не рассматривает, что интуиция это та же логическая система, работающая по другим законам.

Структурированность и подчинение так же отражают дихотомию стереотипов, но не отражают суть.

А помимо общих тенденций, каждый в собственной семье может найти личные стереотипы (например, мужчина обязательно должен быть военным, а женщина уметь готовить осетрину – и никак иначе).

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: https://psihomed.com/gendernyie-stereotipyi/

Организм в норме
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: