Олигофрения в стадии имбецильности

Олигофрения

Олигофрения в стадии имбецильности

Олигофрения – это синдром врождённого психического дефекта, выражающегося в умственной отсталости по причине патологии головного мозга.

Олигофрения проявляется прежде всего в отношении разума, речи, эмоций, воли, моторики. Впервые термин олигофрения был предложен Эмилем Крепелином. Для олигофрении свойственен интеллект физически взрослого человека не достигший в своём развитии нормального уровня.

Причины олигофрении

К причинам заболевания приводят генетические изменения; внутриутробное поражение плода ионизирующим излучением, инфекционное или химическое поражение; недоношенность ребенка, нарушения во время родов (родовая травма, асфиксия).

Причины олигофрении могут быть вызваны травмой головы, инфекциями центральной нервной системы, гипоксией головного мозга. Не последнюю роль играет педагогическая запущенность в неблагополучных семьях. Иногда умственная отсталость остается невыясненной этиологии.

Генетические изменения могут спровоцировать олигофрению, и по статистике до половины случаев преподает на эту причину.

Основные типы генных нарушений, ведущих к олигофрении, включают хромосомные аномалии (делеция, анеуплоидия, дупликация). К хромосомным аномалиям также относится синдром Дауна (трисомия хромосомы 21), синдром Прадера-Вилли, синдром Ангельмана, а также синдром Вильямса.

Причины умственной отсталости могут быть спровоцированы дисфункцией отдельных генов, а также числом мутаций генов в которых степень превышает 1000.

Характеристика олигофрении

Заболевание относят к обширной группе болезней, связанных с нарушением в развитии. Олигофрению считают аномалией недоразвития психики, личности, а также всего организма больного.

Показатель олигофрении в индустриально развитых странах достигает до 1 % от всего населения, из этого процента 85 % с легкой умственной отсталостью. Соотношение заболевших мужчин к женщинам составляет 2:1.

Более точная оценка распространения заболевания затрудняется по причине различных диагностических подходов, а также зависит от степени терпимости социума к психическим аномалиям и степени доступности оказания медицинской помощи.

Олигофрения не является прогрессирующим процессом, однако развивается как следствие перенесённой болезни. Саму степень умственной отсталости оценивают количественно интеллектуальным коэффициентом после применения стандартных психологических тестов. Редко олигофрена считают индивидом, неспособным к социальной независимой адаптации.

Классификация

Существует несколько классификаций олигофрении. Традиционно заболевание классифицируется по степени выраженности, однако существует классификация по М.С.Певзнер, а также альтернативная классификация.

Традиционная по степени выраженности подразделяется на следующие: дебильность (слабо выраженная), имбецильность (средне выраженная), идиотия (сильно выраженная).

Классификация по МКБ-10 содержит 4 степени тяжести: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.

Классификация олигофрении по М.С.Певзнер

Результаты работ М. С. Певзнер позволили понять, какова структура дефекта при олигофрении, на которую приходится 75 % от всех видов детских аномалий, и создать классификацию, учитывая этиопатогенез, а также своеобразие аномального развития.

В 1959 году М. С. Певзнер предложила классификацию – типологию состояний, в которой отметила три формы дефекта:

– олигофрения неосложненная;

– осложненная нарушениями нейродинамики, которые проявляются в трех вариантах дефекта: в превалировании возбуждения над торможением; в выраженной слабости основных нервных процессов; в превалировании торможения над возбуждением;

– дети-олигофрены с явной недостаточностью лобных долей.

С 1973 по 1979 года М.С.Певзнер усовершенствует свою классификацию. Она выделяет пять основных форм:

– неосложненная;

– осложненная нарушениями нейродинамики (тормозные и возбудимые);

– олигофрения в комплексе с нарушениями различных анализаторов;

– умственная отсталость с психопатоподобными формами в поведении;

– олигофрения с явной лобной недостаточностью.

Диагностика олигофрении

Выделяют диагностические критерии по МКБ-10, для которых характерны следующие проявления:

А. Умственная отсталость, проявляющаяся в состоянии задержанного, а также неполного развития психики, для которого характерно нарушение способностей, не развивающихся в период созревания и не дотягивающих до общего уровня интеллекта, включающих речевые, когнитивные, моторные, а также специальные способности.

В. Умственная отсталость, развивающаяся в комплексе с любыми другими психическими, а также соматическими расстройствами или возникающая самостоятельно.

С. Нарушенное адаптивное поведение, однако при благоприятных социальных условиях, когда обеспечивается поддержка, все эти нарушения при лёгкой степени умственной отсталости вовсе не имеют явного течения.

D. Измерение IQ осуществляется с учётом непосредственно кросс-культуральных особенностей.

E. Определение выраженности поведенческих нарушений при условии, если нет сопутствующих (психических) расстройств.

Классификация по Е. И. Богдановой

1 – снижение интеллекта

2 – общее системное недоразвитие речи

3 – нарушение внимания (трудность распределения, неустойчивость, переключаемость)

4 – нарушение восприятия (фрагментарность, замедленность, снижение объёма восприятия)

5 – некритичность мышления, конкретность

6 – малопродуктивность памяти

7 – недоразвитие познавательных интересов

8 – нарушения в эмоционально-волевой сфере (неустойчивость эмоций, малодифференцированность, их неадекватность)

Трудности в диагностике олигофрении возникают при необходимости отграничений от рано начавшихся проявлений шизофрении. Больные шизофренией, в отличие от олигофренов, имеют частичную задержку в развитии, поэтому в клинической картине фиксируются проявления, свойственные эндогенному процессу – аутизм, кататонические симптомы, патологическое фантазирование.

Степени олигофрении

Одна и та же причина может вызвать у людей различную степень олигофрении. В настоящее время по МКБ-10 отмечают 4 степени олигофрении.

Глубокая – идиотия. IQ < 20

Тяжёлая – имбецильность, тяжёлая умственная. IQ 20—34.

Умеренная – имбецильность. IQ 35—49.

Лёгкая – дебильность. IQ 50—69.

Формы олигофрении

Выделяют формы олигофрении по признаку этиологии.

Первая группа олигофрений, вызывается наследственными факторами, и включает истинную микроцефалию, синдром Крузона, синдром Апера, синдром Рада, фенилкетонурия, гаргоилизм, галактоземия, синдром Марфана, синдром Шерешевского – Тернера, болезнь Барде -Бидля, Лоуренса – Муна, болезнь Дауна, синдром Клайнфелтера.

Вторая группа олигофрений, вызывается внутриутробным поражением плода, вирусными инфекциями (краснуха беременных), врожденным сифилисом, токсоплазмозом, листериозом, а также токсическими факторами и гормональными нарушениями.

Третья группа олигофрений, вызывается факторами в период развития плода (конфликт по резус-фактору), послеродового периода (асфиксия плода, родовая травма), а также первых 3 лет жизни (перенесенные инфекции, черепно-мозговые травмы, недоразвитие систем головного мозга, врожденная гидроцефалия).

К отдельным формам олигофрении относятся истинная (первичная), а также ложная (вторичная).

Олигофрения у детей

Соматически дети относятся к практически здоровым, однако для олигофрении характерно стойкое недоразвитие психики.

Олигофрения у детей проявляется в познавательной, в эмоционально-волевой сфере, а также глубоком своеобразии. Детская олигофрения позволяет больным развиваться, однако существенно атипично, замедленно, зачастую с резкими отклонениями.

Олигофрения у детей после формирования речи встречается редко, однако её одной из разновидностей выступает деменция – слабоумие. При деменции, интеллектуальный дефект у детей необратим, поскольку идет прогрессирование заболевания, приводящее к распаду психики.

Исключения представляют те случаи, при которых у ребёнка имеется умственная отсталость, протекающая с психическим заболеванием (шизофренией, эпилепсией), усугубляющим основной дефект. Прогноз развития таких детей зачастую неблагоприятный.

Отечественная дефектология, олигофренов разделяет на такие группы: дебилы, имбецилы, идиоты.

Олигофрения в стадии дебильности характеризуется легкой степенью умственной отсталости. Эти дети представляют основной контингент для спецсадов и спецшкол для умственно отсталых учащихся.

Олигофрения в стадии имбецильности и идиотии проявляется в средней или глубоко выраженной отсталости. Такие дети живут в семьях или в интернатных учреждениях соцзащиты, где пребывают пожизненно.

Малыши-олигофрены с поражениями головного мозга растут нервными, ослабленными, раздражительными. Большинство из них страдают от энурезов. Для них свойственна инертность нервных процессов, а также нежелание общаться с окружающим миром.

Зачастую потребность общения у ребёнка дошкольника и не возникает вовсе, поэтому дети не способны общаться с ровесниками.

Признаки олигофрении у детей

Детская олигофрения проявляется в неумении действовать по образцу, по словесной инструкции, по подражанию, поскольку спонтанность усвоения общественного опыта резко снижена. Наличие ситуативного понимания речи наблюдается до поступления в школу. Больному ребенку требуется больше вариативных повторений, чем обычным детям.

Признаки олигофрении у детей отмечаются в недоразвитии видов деятельности – игры, конструирования, рисования, элементарного бытового труда. Детская олигофрения проявляется в недостаточном интересе ко всему окружающему. Малыши до года не тянутся к игрушкам, не стремятся ими манипулировать. Только достигая возраста 3-х – 4-х лет, умственно отсталые детишки проявляют интерес к игрушкам.

Дети-олигофрены, не посещающие специальные учреждения и не имеющие контактов со специалистами-дефектологами, имеют до конца дошкольного периода графическую деятельность на уровне кратковременного, бесцельного, хаотического чиркания.

Характеристика олигофрении у детей включает отставания в сенсорном развитии, отставания в произвольном внимании –  невозможности длительно концентрировать внимание, а также одновременно осуществлять разные виды деятельности.

Действия детей являются хаотическими, а восприятие характеризуется недифференцированностью, а также узостью. Все умственно отсталые дети, имеющие речевые отклонения, поддаются коррекции. Речевой слух развивается у детей с отклонениями и опозданиями.

По этой причине отсутствует или очень поздно появляется лепет.

Признаки олигофрении у детей проявляются в задержке становления речи, а у некоторых детей отсутствует речь и к 5-ти годам. Огромные трудности вызывают решения задач, от которых требуется наглядно-образное мышление. Память таких детей отмечается малым объёмом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного, а также наглядного материала.

У детей-олигофренов превалирует непроизвольное запоминание, для которого характерно запоминание чего-то необычного, яркого, привлекающего, а произвольное запоминание сформируется у детей в конце дошкольного или в начале школьного периода.

Признаки олигофрении у детей проявляются в слабости развития волевых процессов, в безынициативности, несамостоятельности, импульсивности, в трудностях противостоять воле другого человека.

Для таких детей свойственна недостаточная дифференцированность, ограниченность диапазона переживаний, эмоциональная незрелость, нестабильность чувств, крайний характер проявлений огорчения, радости, веселья.

Лечение олигофрении у детей

Разделение детей по степени отсталости и определение их в интернаты, специальные школы зачастую не имеет положительного результата. При условии если ребёнок живет дома, то домашняя атмосфера способствует к освоению разных навыков, поскольку он пытается играть со сверстниками, общаться, учиться. Помощь родных помогает малышам в развитии, а также адаптации в обществе.

Как показывает практика, даже очень тяжёлые дети после правильного обучения, желают общения и активности. Больные дети с интересом следят за детьми, а также за взрослыми и со временем начинают интересоваться игрушками. Через доступные игры идет взаимодействие с педагогом, далее следует обучение навыкам (пить из чашки, есть ложкой, одеваться).

Особенности межличностных взаимоотношений состоят в том, что ребенок пребывает в зависимости от коммуникативной помощи, а также поддержки. Ребенок испытывает трудности в осознании того, что его вокруг окружает, а люди часто затрудняются понять его.

Поскольку он выступает слабым партнёром по общению, то вероятно отдаление от любого контакта, или проявление коммуникативного негативизма – аутоагрессии, возникновения страха, беспокойства, агрессии.

Лечение олигофрении у детей включает следующие педагогические моменты: принятие олигофрена на равных условиях, как собеседника; создание доверительного общения, соблюдение взаимного сближения.

Отсутствие детской активности, общая слабость, отставание в развитии способны привести к чрезмерной заботе со стороны родителей, тем самым мешать самостоятельному становлению.

Кроме семьи очень важно вхождение в группу сверстников: детсадовскую группу, небольшую игровую группу, или школьный класс с обязательной воспитательной поддержкой. Овладение социальными навыками олигофренами в существенной мере зависит от воспитания.

Отличия в овладении навыками тянутся от беспомощности до независимости, а также свободы в общении; от агрессивного состояния до проявления доверия и любви.

Лечение олигофрении

Данное заболевание предполагает специфическую терапию, которая зависит от причины олигофрении. При врожденном сифилисе, токсоплазмозе лечение направлено на устранение симптоматики этих заболеваний.

При нарушении метаболизма (фенилкетонурия) рекомендуют диетотерапию, а при эндокринопатии, микседеме назначают гормональное лечение.

Лекарственные препараты (Феназепам, Неулептил, Сонапакс) назначают для подавления извращённых влечений и коррекции аффективной лабильности. В качестве компенсации большое значение оказывают лечебно-воспитательные мероприятия, а также профессиональное приспособление и трудовое обучение.

Для успешной реабилитации, а также социальной адаптации олигофренов имеют не последнюю роль школы-интернаты, вспомогательные школы, специализированные ПТУ.

Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: https://psihomed.com/oligofreniya/

Разновидности олигофрении — от дебильности до идиотизма

Олигофрения в стадии имбецильности

Олигофрения характеризуется недоразвитием психики и интеллекта. Это врожденная или приобретенная в раннем возрасте слабоумие. Название болезни происходит от греческих слов малый и разум. В непрофессиональной среде, для обозначения олигофрении, более корректными считаются выражения “психическая недостаточность” или “психическая задержка”.

Причины возникновения олигофрении

Выделяют три группы причин олигофрении – комплексы внутренних (эндогенные), внешних (экзогенные) и смешанных факторов.

К причинам, имеющим внутренний характер, относят все виды психического недоразвития, которые могут быть вызваны хромосомными патологиями, наследственными специфическими нарушениями обмена веществ и различными генетическими синдромами. Причиной олигофрении такого типа могут быть различные метаболические заболевания и разные типы мукополисахаридоза.

Второй комплекс причин болезни, общего психического недоразвития у больного составляют внутриутробные инфекции при ношении плода, иммуноконфликт крови матери и ребенка, алкоголизм, наркомания и другие пагубные привычки матери, которые могут спровоцировать серьезные нарушения при снабжении плода питательными веществами, а также родовые и послеродовые травмы черепа ребенка.

Третью группу причин составляют факторы смешанной этиологии, имеющие как эндогенный, так и экзогенный характер. Самые тяжелые формы олигофрении развиваются именно под совокупным воздействием сразу нескольких, различного рода негативных, факторов.

Легкая степень

Легкую умственную отсталость, олигофрению легкой степени в научной литературе называют дебильностью. У больных, страдающих олигофренией в степени дебильности коэффициент интеллекта оценивается в пределах 50-70 баллов. Такие пациенты могут жить самостоятельно.

У них наглядно-образное мышление, отсутствует способность к абстрагированию, круг интересов ограничивается бытовыми вопросами. Больные имеют довольно развитую речь, способны совершать самые простые математические операции, могут отнять, сложить, посчитать деньги.

Они в состоянии усвоить навыки примитивного ручного труда, основные правила общественного поведения. К обучению, уже на этой стадии олигофрении, не проявляют никакого интереса.

Но надо отметить, что некоторые дети, страдающие легкой степенью олигофрении, несмотря на малопродуктивность мышления и нарушения психического развития, характеризуются частичной одаренностью.

Медлительность, без инициативность, инертность и плохое самообладание также считаются симптомами ранней стадии олигофрении. Больные слишком медленно и непрочно запоминают информацию, ослаблена способность концентрации внимания.

Они легковнушаемы и готовы подчиниться другим, при этом поступки страдающих дебильностью часто необдуманны, не целенаправленны, совершенно непредсказуемы. Наблюдается также усиление примитивных, например, сексуальных влечений.

Обращаем ваше внимание, что дебильность следует отличать от так называемой пограничной умственной отсталости, которая формируется в следствии внешних факторов и не имеет столь необратимых последствий.

Имбецильность

Средняя степень олигофрении, характеризующийся умеренной выраженностью интеллектуального недоразвития пациента, принятию называть имбецильностью. Олигофрения в степени имбецильности считается средним по тяжести расстройством психики и интеллекта, когда у пациентов наблюдается коэффициент интеллекта в районе 20-49 баллов.

Больные этой степенью олигофрении также могут себя обслуживать, выполнять простейшие упражнения. Мышление носит примитивный характер, больные косноязычны, словарный запас состоит всего лишь из нескольких десятков слов. Больные, страдающие имбецильностью также характеризуются инертностью, внушаемостью, отсутствием инициативы и потерянностью в новой обстановке.

При сохранении способности к самообслуживанию, люди, страдающие этой степенью олигофрении, часто оказываются не в состоянии выполнять даже самую примитивную производственную работу. Примечательно, что дети-имбецилы отличаются привязанностью к родным и близким людям, отмечается адекватная реакция больных на порицание или похвалу.

3 степени олигофрении

Глубокая форма умственной отсталости

Последней среди степеней олигофрении по степени тяжести является идиотия. Эта патология выражает самый глубокий уровень умственной отсталости, больные этой группы обладают коэффициентом интеллекта, не превышающем 20 баллов.

Разумеется, что мышление при таком глубоком уровне заболевания практически неразвито. Речь и мыслительные процессы практически отсутствуют. Пациенты плохо понимают и, следовательно, не воспринимают обращенную к ним речь.

Страдающие идиотизмом больные не способны действовать осмысленно, они общаются с окружающими только проявлением эмоций, выражающих удовольствие или неудовольствие.

Идиоты способны произносить лишь отдельные звуки или слова. Навыки самообслуживания полностью отсутствуют, больные целиком зависят от ухаживающих за ними людей.

При тяжелой форме заболевания, у пациентов снижены почти все виды чувствительности, даже болевые. Отсутствует разница между съедобным и несъедобным, горячим и холодным, высоким и низким, сухим и влажным.

Имбецильность и идиотия, в свою очередь, имеют по три степени развития, которые отличаются глубиной заболевания, причинами и сроками ее возникновения.

Мы представили основные симптомы и отличительные черты трех степеней умственной отсталости при олигофрении, основой борьбы с которыми является профилактика.

Первичная профилактика должна быть нацелена на охрану здоровья беременных и всестороннее диагностику плода, что может предупредить рождение больного ребенка.

Задача вторичной – раннее выявление и своевременное и полноценное лечение и реабилитация больных олигофенией.

Источник: http://7psihozov.ru/oligofreniya/raznovidnosti-oligofrenii.html

Олигофрения в степени идиотия, имбецильность, дебильность

Олигофрения в стадии имбецильности

Олигофрения – заболевание, которое характеризуется нарушением развития интеллекта, личности и психики в целом. Чаще всего это врожденное либо приобретенное в раннем детстве недомогание. Название болезни произошло от латинского языка и означает «малый разум».

Олигофрению называют по-разному – «слабоумие», «психическая недостаточность», «задержка интеллектуального развития», «умственная отсталость» и т.д.

Причины, которые провоцируют заболевание:

  • эндогенные факторы (нарушение внутриутробного развития плода);
  • экзогенные (внешние – травмы, опухоли и т.д.);
  • совокупность причин.

Эндогенные факторы включают в себя наследственные заболевания, генетические и хромосомные мутации, воздействие на эмбрион химических веществ – лекарства, алкоголь, радиация, сильный стресс матери, инфекционные и вирусные заболевания беременной. Интеллектуальную недостаточность могут спровоцировать и осложнения во время беременности – нарушение плацентарного кровотока, резус-конфликт, гормональные нарушения матери (болезни щитовидной железы, надпочечников и т.д.).

К внешним причинам, которые способны спровоцировать олигофрению, можно отнести – родовую травму, асфиксию и гипоксию плода, серьезные инфекционные болезни – энцефалит, менингит. Также умственную отсталость вызывают тяжелые травмы мозга, опухоли.

Важно помнить, что клиническая картина олигофрении зависит не только от причин, а в основном от развития ребенка в период воздействия факторов.

Например, если беременная заболела серьезной инфекционной болезнью в первом триместре – риск нарушений развития плода в несколько раз выше. В то же время, если грипп или ОРВИ настиг ее в третьем триместре – это практически никак не влияет на интеллектуальное развитие ребенка.

Такую же картину получаем при медикаментозном лечении беременной женщины – чаще всего в первые 12 недель препараты опасны для эмбриона.

По мнению исследователей и психиатров, истинная олигофрения присутствует лишь у 3% населения планеты. И 75% из них – переносят заболевание в легкой форме. Достаточно часто олигофрению ставят детям с задержкой развития при частых соматических заболеваниях.

В настоящее время учеными выявлено около 300 болезней, которые имеют в клинической картине олигофрению. В 80% случаев они передаются по наследству. Также доказано, что при мутации Х-хромосом, заболевание протекает в более тяжкой форме. Среди этих болезней примерно 80 – это заболевания обмена веществ.

Клиническая картина заболевания

Для диагностики олигофрении ученые учитывают явные нарушения в трех областях:

  • Психика человека (память, внимание, воображение, восприятие и т.д.);
  • Личностные характеристики (восприятие себя, самооценка, самосознание);
  • Соматическая – строение и конституция тела. Например, дети с синдром Дауна имеют внешние схожие характеристики (раскосые глаза, типичное выражение лица).

В индустриально развитых странах показатели олигофрении – 1% от общей массы. Соотношение больных мужчин к женщинам – 2:1. Более точную статистику выявить сложно, ведь на данные влияет множество факторов – способ сбора информации, отношение социума к людям с нарушением интеллекта, качество медицинской помощи.

Классификация олигофрении

Ученые вывели несколько вариантов оценки олигофрении у пациентов. Их можно разделить на три направления:

  • Оценка по М. Певзер;
  • Оценка интеллекта (классическая: идиотия, имбецильность и дебильность);
  • Альтернативная.

Согласно оценке М. Повзнера, выделяют формы неосложненной олигофрении, осложненной с возбудимыми и тормозными расстройствами нейродинамики, психопатические расстройства поведения вместе с умственной отсталостью, олигофрению в сочетании с нарушением работы отдельных анализаторов или олигофрению с явными симптомами лобной недостаточности.

В МБК-10 выделяют четыре основные степени олигофрении: идиотия (самая глубокая, IQ =20), имбецильность (тяжелая IQ =20-40) и имбецильность умеренная ( IQ =40-50) и дебильность (легкая форма – IQ =50-60). Также заболевание делят на две большие группы: первичные (наследственные и врожденные) и вторичные нарушения.

Идиотия – это самая тяжелая форма заболевания. Пациенты постоянно нуждаются в надзоре и помощи посторонних. Часто сопровождается полным отсутствием мышления и речи. Иногда в активном словаре есть отдельные звуки или слова.

Чаще больной не понимает обращения и просьбы. Порой люди с олигофренией способны реагировать на интонацию и эмоционально насыщенную речь.

Эмоции проявляют базовые – крайнее удовольствие, граничащее с эйфорией. Либо недовольство – приступы агрессии. Можно сказать, что они ощущают мир в приглушенном виде. Даже болевой порог снижен.

Внимание неустойчивое, больной не способен долго концентрироваться на одном предмете. Часто отсутствует память, пациенты не узнают родственников и близких. Дети с диагнозом идиотия не всегда могут сидеть или ходить. Либо начинают это делать с очень большой задержкой.

В некоторых случаях больные не могут проглатывать или самостоятельно жевать пищу. Не могут сами себя обслуживать.

Пациенты проявляют патологичные влечения – страдают ожирением и едят все подряд, сосут или облизывают бытовые предметы, кусаются. Больные не способны различать съедобные и несъедобные предметы, горячее и холодное, высокое и низкое положение.

Дополнительно к нарушениям интеллекта и личности добавляются физические расстройства – косоглазие, дисгармоничное развитие тела.

Имбецильность – это средняя степень олигофрении. Речь у больных развита больше, однако наполнена аграмматизмами и косноязычна.

Люди с этим диагнозом остаются необучаемыми и неспособными работать. Им доступны лишь простые манипуляции самообслуживания. Например, они могут сами есть пищу ложкой или вилкой.

Больные способны на базовом уровне ориентироваться в привычной бытовой обстановке.

Благодаря неплохой механической памяти и пассивному вниманию, могут усвоить элементарные знания. Некоторые пациенты знают буквы, овладевают порядковым счетом, учатся мыть посуду, стирать, убирать после себя. В то же время трудно переключаются с одной деятельности на другую.

Пациенты инертны и безынициативны, легко теряются в новой обстановке. Дети с патологией способны привязываться к родным людям, позитивно реагируют на похвалу и чувствительны к негативной оценке.

Дебильность – это относительно легкая степень олигофрении. Пациенты с дебильностью способны обучаться, быстро овладевают навыками самообслуживания и элементарными трудовыми процессами. Имеют довольно развитую речь, если сравнивать с предыдущими стадиями олигофрении. Она характеризуется пустыми оборотами, часто носит подражательный характер.

Имеют более адекватное и предсказуемое поведение. Обладают развитой механической памятью, склонны к копированию и легко внушаемы. Абстрактное мышление слабое, в основном мыслят конкретными ассоциациями и шаблонами. Также трудно переключаются с одного вида деятельности на другой.

Олигофрения степени дебильности не мешает посещать обычную школу, однако их поведение характеризуется медлительностью, инертностью, отсутствием любой инициативы и креативности, самостоятельности в решениях. Проще усваивают простые, конкретные знания. Сложно даются теоремы и теории.

Клиническая картина олигофрении у детей

Проявление и симптомы олигофрении зависят от тяжести заболевания. Также влияют вторичные нарушения, возраст ребенка и условия, в которых он проходит лечение и реабилитацию.

Чаще всего дети с тяжелой формой умственной отсталости находятся в специализированных интернатах. Часто эти люди доживают до 40–50 лет. Порой олигофрения сочетается с другими соматическими нарушениями – недоразвитием внутренних органов, проблемы с обменов веществ, как следствие слабые кости, суставы и т.д.

Самый явный симптом заболевания – это отсутствующее выражение лица. Часто мимика ребенка с олигофренией искажается, копирует эмоции других людей либо отражает агрессию и отвращение.

Пациенты настойчивы, трудно переключаются с одной деятельности на другую, открыто занимаются онанизмом или ходят под себя.

Они не испытывают чувства стыда, брезгливости, тем более – нет понятия общества, этикета и т.д.

Пациенты с олигофренией в степени дебильности неразборчивы в еде. Точнее, они не всегда способны отличить съедобные предметы быта от несъедобных. При олигофрении не бывает страха подавиться чем-то либо отравиться ядом. Встречаются проблемы с чувством насыщения, пациенты практически всегда голодны и готовы что-то съесть.

Люди с олигофренией в стадии дебильности внешне неузнаваемы. Они способны обучаться, могут освоить простую профессию, связанную с ручным трудом. Порой заводят семьи и теоретически могут быть полезны для общества.

Мышление у них узконаправленное, они рассуждают медленно, монотонно, часто обладают неадекватно высокой самооценкой, чувствуют свою важность и исключительность. Люди с дебильностью склонны к тирании, неоправданному упрямству, способны жестоко мстить и агрессивно реагировать на других людей.

Эмоциональное и социальное развитие человека с легкой умственной отсталостью в целом зависит от окружения. Так как эти люди очень легко внушаемы и склонны к копированию и подражанию. Они не способны мыслить абстрактно, слабо развито воображение, им трудно сосредоточится и запомнить большой объем информации.

Даже при хорошо развитой речи, они редко используют метафоры и большое количество прилагательных. Легко теряют нить разговора, их монологи не слишком эмоционально насыщены.

Лечение и профилактика олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия

Лечение олигофрении в степени идиотии, имбецильности и идиотии симптоматическое. Многое зависит от причин, которые вызвали болезнь. Нарушение обмена веществ лечат ноотропами, назначают глютаминовую кислоту, церебролизин, липоцеребин, периодами проводят витаминотерапию.

Внутричерепное давление снижают капельницами магнезии, назначают диакарб или глицерин.

Сильную заторможенность убирают стимуляторами (синтетическими или натуральными). Используют китайский лимонник, алое, женьшень, сиднокарб и т.д.

Возбуждение снимают нейролептиками, а судороги убирают препаратами, которые их прекращают.

Эффективность лечения зависит от периода, когда его начали проводить. Также медикаментозную терапию рекомендуют совмещать с психологическими приемами. Для детей создают благоприятные условия для развития, контролируется питание, режим дня, эмоциональная нагрузка. Часто терапию проводит не один врач – подключают олигофренопедагога, коррекционного психолога или дефектолога.

Детей со сложными формами олигофрении рекомендуют отправлять в специализированные заведения для комплексной коррекционной работы.

Источник: https://psiho.guru/zabolevaniya-i-diagnozy/oligofreniya-v-stepeni-debilnosti-idiotii-i-imbecilnosti.html

Три степени олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия

Олигофрения в стадии имбецильности

Олигофрения (или умственная отсталость, малоумие) подразумевает под собой определение группы патологий, отличающихся между собой особенностями этиологии и патогенеза, при которых речь идет врожденных или приобретенных в период раннего детства формах недоразвития психики. Олигофрения, симптомы которой проявляются, прежде всего, в форме поражения разума по причине остановки развития личности на фоне патологического развития головного мозга, помимо этого отражается на волевых и эмоциональных качествах больного, его моторике и речи.

Онлайн консультация по заболеванию «Олигофрения». Задайте бесплатно вопрос специалистам: Невролог.

  • Описание заболевания
  • Классификация
  • Симптомы
  • Дифференцированные олигофрении
  • Диагностика
  • Лечение

Симптоматика

Признаки олигофрении могут быть такие:

— Сильное отставание в умственном развитии.

— Запаздывание в физическом становлении (ребёнок слишком поздно начинает ходить, присаживаться и т. п.).

— Недоразвитие речи. Это может проявляться полным отсутствием или наличием бедного словарного запаса у взрослого человека. А вербальная связь больного осуществляется с помощью криков и стонов. Иногда синдром олигофрена проявляется неспособностью понимать речь другого человека.

— Нарушение абстрактного мышления.

— Подчиняемость и лёгкая внушаемость.

— Олигофрен – это больной, у которого наблюдается нарушение узнаваемости вещей и даже близких и родных людей.

— Невозможность выполнения простейших бытовых навыков, таких как мытьё посуды, чистка зубов, уборка, одевание и т. д.

— Эмоциональные нарушения в виде вспышек злости, агрессии, раздражительности.

Симптомы олигофрении

Главные признаки патологии – полное поражение функций человека, при которых наблюдается снижение интеллекта, нарушение речи, памяти, появление изменений в эмоциях.

Человек при этом не способен концентрироваться на каком-либо предмете, не воспринимает адекватно происходящее, не в состоянии переработать информацию, полученную из источников.

Кроме этого, часто у взрослых наблюдаются нарушения в работе двигательного аппарата.

Все факторы, которые провоцируют олигофрению, вызывают соматические и психологические расстройства.

Проявления умственной неразвитости определяются, прежде всего, нарушением памяти и речи у ребенка или взрослого. При этом страдает образное мышление, человек не в состоянии абстрагироваться.

Умеренная умственная отсталость характеризуются менее выраженными симптомами. Человек при легкой форме олигофрении не способен самостоятельно принимать решения, анализировать происходящее, выходить за рамки текущей ситуации, также наблюдается снижение концентрации внимания. Такому пациенту трудно сидеть на одном месте или выполнять одно и то же задание слишком долго.

Ребенок, при легкой стадии олигофрении избирательно запоминает имена, цифры, названия. При разговоре можно заметить, что речь упрощенная, словарный запас мал.

Олигофрения в тяжелой форме характеризуется существенным нарушением памяти и внимания ребенка. Такому малышу трудно читать, иногда способность к чтению полностью отсутствует.

Лечить деток при тяжелых формах олигофрении гораздо сложнее. Если ребенок не умеет читать, потребуется много времени (несколько лет), чтобы научить малыша распознавать буквы.

Но даже это не сможет гарантировать возможность ребенку понимать прочитанное.

Распространенность патологии

Как много людей на нашей планете страдают от олигофрении? Ответить на этот вопрос довольно сложно.

Дело в том, что для определения патологии существует много методов постановки диагноза «олигофрения», имеющих между собой значительные отличия. По самым приблизительным данным, распространенность недуга находится в пределах от 0,7% до 3%.

Причем от него в большинстве случаев страдают представители мужского пола. Женщин же по сравнению с ними в полтора раза меньше.

В определенные возрастные периоды диагностика олигофрении достигает своего пика. Это относится к 6-7, а также к 18-19 годам жизни человека.

Перечисленные периоды являются возрастом, когда начинается обучение в школе, а также приближается армейская служба. Самые тяжелые формы олигофрении диагностируются уже в первые годы жизни. А вот патология легкой степени несколько позже.

Объясняется это сложностью оценки интеллектуальных способностей, а также психической недоразвитостью в раннем детском возрасте.

Детская имбецильность

На этой стадии олигофрения, в отличие от дебильности, может быть заподозрена уже в самом раннем возрасте. Дети-имбецилы по всем параметрам сильно запаздывают. К году своей жизни они не могут отличить родителей от других людей, не реагируют на обращенную к ним речь, им неинтересны игрушки.

Такие детки поздно начинают сидеть и стоять, не берут игрушки, которые протягивают им взрослые, а также не хватаются при угрозе падения за ближайшую опору. Ходить дети, больные олигофренией на стадии имбецилизма, начинают лишь к двум годам.

Но и в этом возрасте они не могут понять, чего от них хотят, и более ориентируются на интонацию говорящего, чем на смысл направленного к ним обращения. Таким малышам не свойственна любознательность, и они не проявляют никакого интереса к окружающему миру. Играя, они придерживаются какого-то единого стандарта и нелепой трафаретности.

С большим трудом такие дети осваивают речь, но она при этом остается у них косноязычной и отличается неправильным построением предложений.

Достигнув школьного возраста, имбецилы посещают коррекционные классы. Здесь они могут научиться счету до 10, пересказам коротких текстов и чтению по слогам. У этих детей практически нет эмоций, наблюдается тотальное безразличие к окружающему миру. Из-за отсутствия реакции на обращение их нередко принимают за глухих.

Диагностика патологии

Диагноз «олигофрения» врач устанавливает на основании всех бытовых навыков, а также психологического состояния больного. При этом изучается история болезни, оценивается уровень его социальной адаптации, изучается тест на уровень IQ. Также может быть показано проведение МРТ, ЭЭГ, пробы на врожденный сифилис и токсоплазмоз.

Правильная и всеобщая диагностика олигофрении необходима для того, чтобы исключить аутизм у ребенка раннего возраста. Так как эта патология также может сочетаться с умственной отсталостью. Лечение аутизма отличается, поэтому крайне важно поставить точный диагноз.

В обследовании олигофрении выделяют:

  1. Умственную отсталость, при которой развитие пациента нарушается, ухудшаются интеллектуальные, когнитивные, моторные и речевые возможности.
  2. Олигофрения, которая возникла в сочетании с другими патологическими нарушениями ЦНС, при соматических расстройствах.
  3. Слабоумие, которое возникло в результате неблагоприятных социальных условий.
  4. Изменение IQ.
  5. Диагностика степени выраженности поведенческих нарушений, в особенности, если нет никаких сопутствующих факторов.

Вышеописанные критерии диагностики включены в систему МКБ-10, по которой определяют степень олигофрении.

Источник: https://gb4miass74.ru/bolezni/oligofreniya-eto.html

Организм в норме
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: