Легкое когнитивное расстройство: признаки, причины, прогноз — Онлайн-диагностика

Легкое когнитивное расстройство

Легкое когнитивное расстройство: признаки, причины, прогноз — Онлайн-диагностика

Когнитивные нарушения часто диагностируются у людей, потому как они считаются распространённым неврологическим симптомом. Появление таких расстройств говорит о том, что у человека имеются проблемы с головным мозгом. Возможно, к болезни привели серьёзные патологии органа, такие как атеросклероз, киста, опухоль.

Именно поэтому, даже если возникают легкие когнитивные расстройства, следует обратиться к врачу для проведения диагностики. Важно понять, что именно спровоцировало нарушения, потому как от этого будет зависеть дальнейшее лечение.

Характеристика патологии

Не каждый человек знает, что такое когнитивные функции. Их достаточно много, и они представляют собой способности, которые позволяют человеку рационально воспринимать мир, оценивать окружающую обстановку, запоминать и анализировать информацию, а также выполнять иные естественные задачи.

Если возникают проблемы в головном мозге, тогда начнётся развитие лёгких когнитивных расстройств. Они значительно сказываются на качестве жизни, по этой причине каждый человек должен своевременно обратиться к врачу и начать лечение.

Нарушения нередко затрагивают следующие функции головного мозга:

  • Память. Человеку становится значительно сложнее запоминать информацию, также из головы могут вылетать те моменты, которые уже произошли в прошлом. В первую очередь стираются недавние события, а потом уже затрагиваются остальные воспоминания.
  • Интеллектуальные способности. При их расстройстве человеку становится значительно тяжелее мыслить логически, анализировать получаемую информацию, а также делать выводы. Он утрачивает возможность справляться даже с обычными задачами.
  • Внимание. У пациента возникают проблемы с концентрацией. Он не может выделить важную информацию и обратить своё внимание именно на нужный предмет. Повышенная рассеянность способна мешать в жизни, поэтому не стоит ждать, пока самочувствие усугубится.
  • Речь. Нередко человек не может полноценно выражаться, подбирать правильные слова или в целом разговаривать. В такой ситуации пациент может даже не понимать то, что говорят ему другие люди.
  • Ориентация в пространстве. Человек способен легко заблудиться в незнакомом месте. При этом он может не находить дорогу даже в привычной обстановке. В такой ситуации пациента нельзя будет выпускать из дома, так как он может легко потеряться.

Это лишь часть когнитивных функций, которые могут быть нарушены при появлении заболевания. Человек нередко начинает нуждаться в посторонней помощи, так как самостоятельно не может себя обслуживать.

Часто утрачивается работоспособность из-за ухудшения состояния здоровья и непосредственно интеллектуальных способностей.

В любом случае нужно будет обратиться к врачу, если человек хочет достичь положительных результатов в терапии.

Причины

Можно выделить ряд факторов, которые приводят к появлению лёгких когнитивных расстройств. Человек должен рассмотреть конкретные причины, чтобы понимать, с чем приходится иметь дело. Конечно, в домашних условиях будет сложно поставить диагноз, при этом можно будет примерно предположить, с чем именно приходится иметь дело.

Всего медицинские специалисты делят причины на две группы: органические и функциональные.

Во второй ситуации появление расстройств напрямую связано с продолжительными стрессами, эмоциональными нагрузками, а также значительным перенапряжением.

Всё это может привести к когнитивным расстройствам людей разного возраста. При этом в большинстве случаев не отмечается тяжёлых проявлений заболевания.

Человеку следует понимать, что подобная форма болезни обычно не требует приёма сильных медикаментов. Как только будет устранён провоцирующий фактор, исчезнет и легкое когнитивное расстройство.

В большинстве случаев полноценный сон и нормальный отдых помогают вернуть человека в нормальное состояние.

Могут возникнуть органические нарушения активности головного мозга. Они появляются из-за разных болезней, которые имеются у человека.

Достаточно часто проблема затрагивает именно пожилых людей, при этом существует вероятность, что с ней столкнётся молодой гражданин.

При органическом типе расстройств человеку не обойтись без врачебной помощи. Объясняется это тем, что потребуется срочно выявить конкретное заболевание. Уже после этого человек может начать лечение основной патологии. Также потребуется заняться восстановлением когнитивной функции, конкретные меры порекомендует врач.

Существует немало причин, которые провоцируют легкое когнитивное расстройство. Это может быть сердечно-сосудистая патология, которая находится в запущенной форме. Также к негативным симптомам может привести инсульт и гипертония. Нередко провоцирующим фактором выступает атеросклероз и сахарный диабет.

Чтобы исправить ситуацию, человеку потребуется справиться с основным недугом. В частности может потребоваться улучшить кровообращение, нормализовать уровень сахара в крови и холестерина. Обязательно нужно держать показатель давления под контролем.

К отклонению могут привести и болезнь Альцгеймера, а также Паркинсона. Они свойственны пожилым людям, и при них происходит яркая деменция. Болезнь будет развиваться в течение длительного времени, при этом у человека не будет возможности полностью излечиться. В лучшем случае удастся снизить выраженность заболевания.

Есть и другие причины, которые приводят к легким когнитивным нарушениям.

Среди них можно выделить злоупотребление спиртными напитками, проблемы с метаболизмом, сердечную и сосудистую недостаточность, значительное отравление токсическими веществами.

Во всех случаях нужно обязательно обращаться к врачу, потому как важно держать своё состояние под контролем. Если человек не хочет ухудшить самочувствие, тогда ему стоит как можно раньше начать терапию.

Симптомы патологии

У каждого человека легкое когнитивное расстройство может по-разному проявляться. Однозначно сложно будет сказать, какие проявления будут в конкретной ситуации.

Многое зависит от того, насколько тяжело болеет человек, а также какие мозговые структуры были затронуты.

По этой причине каждый случай считается индивидуальным, но при этом можно выполнить общие симптомы, которые наблюдаются у многих людей. Признаки:

  • Бред. Человек начинает излагать нелогичные мысли, которые являются ложными и нерациональными. При этом человек от них не собирается отказываться.
  • Проблемы с мыслительным процессом. Становится значительно сложнее справляться с привычными задачами, которые раньше не казались трудными.
  • Ухудшение памяти. Сначала человек не запоминает то, что было совсем недавно. Постепенно могут утратиться даже воспоминания из далекого прошлого.
  • Галлюцинации. Они могут быть как зрительными, так и слуховыми. Подобные признаки обязательно должны насторожить людей, потому как они не считаются нормальными.
  • Двигательная активность, имеющая навязчивый характер. При этом все движения не имеют конкретной цели.
  • Проблемы с концентрацией. Человек становится крайне невнимательным, и со временем ситуация только ухудшается.
  • Сонливость. Гражданин постоянно хочет спать днём, при этом ночью он наоборот проявляет активность.
  • Апатия. Можно заметить, что пациент испытывает безразличие к происходящим событиям и к людям. Помимо этого, может возникать повышенная раздражительность и агрессивность.

Пациенты с легкими когнитивными нарушениями могут даже не понимать, что с ними что-то происходит не так. Они теряют способность критично оценивать своё поведение, теряют тактичность. Если близкие люди заметят за ними вышеописанные симптомы, тогда обязательно стоит обратиться к медицинскому специалисту. Только в этом случае удастся улучшить своё состояние здоровья.

Диагностика

Прежде чем начинать лечение, человеку обязательно потребуется пройти диагностику заболевания. Это необходимо для того, чтобы можно было поставить точный диагноз. Для начала врач соберёт данные о пациенте, запишет его жалобы, а также узнает, были ли в семье люди с легкими когнитивными расстройствами.

Специалист обязательно проведёт специальные тестирования, которые позволят определить неврологический статус человека. Также обязательно выполняются аппаратные исследования, в частности проводится диагностика головного мозга.

В этом случае удастся выявить наличие или отсутствие патологий. Обязательно нужно пройти неврологический осмотр. Он нужен для того, чтобы выявить конкретные причины, которые привели к когнитивным расстройствам.

Вполне возможно, что у человека выявят глазодвигательную недостаточность, анизорефлексию, дискоординаторные явления. При этом каких-либо отчётливых синдромов врач не находит.

Специалисты используют специальную методику Гамильтона для того, чтобы вывить у человека депрессию. Обязательно выполняются клинические исследования мочи и крови, с их помощью можно оценить общее состояние организма человека.

По результатам всех анализов можно сделать вывод о том, есть ли у человека когнитивные нарушения.

При их наличии потребуется незамедлительно начать терапию заболеваний, потому как в этом случае удастся значительно улучшить состояние человека.

Способы лечения

Только врач должен решать, какие меры терапии использовать для улучшения самочувствия пациента. Как правило, применяется комплексное лечение, потому как в этом случае удастся значительно быстрее достичь положительных результатов.

Обязательно назначаются медикаменты, потому как с их помощью можно нормализовать состояние человека. Прописывают ноотропные средства (например, Пирацетам или Энцефабол), а также препараты против деменции, такие как Мематин и Донепезил.

Прописываются витаминно-минеральные комплексы, например, хорошо себя зарекомендовал Глицин. Человеку рекомендуются средства с нейропротекторными свойствами: Милдронат и Церебролизин. Нередко пациентам рекомендуется использовать средства против гиперхолестеринемии. Из популярных препаратов назначают Торвакард и Симвастатин.

Для поддержки организма могут назначить психотерапевтические процедуры. На них врач отправляет в индивидуальном порядке. Помимо этого, человеку рекомендуется соблюдать безхолестериновую диету.

Стоит понимать, что когнитивные нарушения имеют свойство постоянно прогрессировать. Именно поэтому важно своевременно начать лечение, чтобы не запустить ситуацию. Если возникнут осложнения, тогда человек будет полностью дезадаптирован. Он не сможет самостоятельно выполнять даже элементарные действия. Он будет постоянно нуждаться в посторонней помощи, он не сможет самостоятельно даже принимать пищу. Именно по этой причине не стоит ждать, пока расстройства начнут стремительно прогрессировать. Лечение нужно начать как можно раньше, и для этого следует обратиться к невропатологу. Только специалист сможет однозначно сказать, какая схема терапия окажется эффективна в конкретной ситуации.

Источник: https://nevrology.net/sindromy-i-zabolevaniya/legkoe-kognitivnoe-rasstrojstvo.html

Причины легкого когнитивного расстройства

Легкое расстройство познавательных процессов является не отдельной нозологической формой, а своеобразным состоянием, занимающим промежуточное положение между нормальным интеллектуальным развитием и деменцией. По происхождению оно гетерогенно (полиэтиологично), причинами развития могут стать разнообразные патологические процессы в центральной нервной системе:

  • Нейродегенеративные заболевания. Расстройство формируется при сенильной деменции альцгеймеровского типа, болезни Паркинсона, хорее Гентингтона, деменции с тельцами Леви, прогрессирующем надъядерном параличе. Когнитивное снижение предшествует появлению основных симптомов.
  • Сосудистые патологии головного мозга. ЛКР диагностируется у пациентов с инфарктом мозга, мультиинфарктным состоянием, хронической церебральной ишемией, геморрагическим и сочетанным сосудистым поражением мозга. Симптомы когнитивного нарушения обнаруживаются при болезни и в периоде последствий.
  • Дисметаболические энцефалопатии. Из-за нарушения метаболизма, недостаточности внутренних органов возникают расстройства в функционировании ЦНС. ЛКР определяется при гипоксической, печеночной, почечной, гипогликемической, дистиреоидной энцефалопатии, дефиците витаминов группы B и белков, отравлениях.
  • Демиелинизирующие болезни. Расстройство выявляется на ранней стадии прогрессивного паралича, рассеянного склероза, прогрессирующей мультифокальной лейкоэнцефалопатии. Нарастает в соответствии с динамикой основной болезни.
  • Нейроинфекции. Недостаточность когнитивной сферы определяется на начальных этапах ВИЧ-ассоциированной энцефалопатии, болезни Крейтцфельдта-Якоба. При острых и подострых менингоэнцефалитах ЛКР разворачивается как последствие инфекционного процесса.
  • Черепно-мозговые травмы. Легкое познавательное нарушение может быть временным или относительно стойким в отдаленном периоде травматического повреждения. Симптоматика определяется характером травмы (глубиной, диффузностью или локальностью поражения).
  • Опухоли мозга. Расстройство возникает в начале болезни. Клиническая картина определяется локализацией новообразования.

Патогенез

Патогенетические механизмы ЛКР разнообразны, зависят от ведущего этиологического фактора. В пожилом возрасте оказывают влияние процессы, связанные со старением: ослабление внимания, целенаправленности, памяти.

Клинические и экспериментально-психологические исследования подтверждают, что возрастные ухудшения когнитивных функций развиваются самостоятельно, без сопутствующих психоневрологических заболеваний на фоне естественных процессов старения ЦНС (возрастная утрата нейронов, изменения нервных волокон белого вещества и синаптического аппарата).

В 68% случаев ЛКР возникает на базе цереброваскулярных нарушений, при которых снижение в познавательной сфере обусловлено патологическими изменениями церебральных сосудов, недостаточностью мозгового кровообращения.

На втором месте по распространенности – дегенеративное поражение мозговых тканей (атрофия).

Еще 13-15% пациентов пожилого и старческого возраста имеют расстройства тревожно-депрессивного характера и склонны преувеличивать выраженность нарушений памяти.

Симптомы легкого когнитивного расстройства

Клинические проявления соответствуют состоянию церебрастении: больные внешне сохранны, отсутствуют грубые нарушения критики и интеллекта, определяется легкое аттентивно-мнестическое снижение, быстрая утомляемость.

Пациенты предъявляют жалобы на забывчивость, рассеянность, трудности при запоминании нового материала, необходимости сосредоточить внимание и удерживать его.

При сосудистых легких когнитивных расстройствах в дебюте наблюдаются нарушения поведения и эмоций – повышенная тревожность, аффективная неустойчивость, суетливость и рассеянность, мнестические симптомы проявляются позже. У больных с дегенеративными патологиями ЦНС в первую очередь возникают проблемы с памятью.

Пациенты нередко испытывают головные боли, чувство тяжести в голове, общую слабость, сонливость, головокружения. Недомогания носят несистемный характер, на протяжении дня имеют разную интенсивность, у многих больных отмечаются утром и вечером.

Возможна неустойчивость при ходьбе, тревожный и прерывистый сон, бессонница, отсутствие аппетита, тошнота. Состояние ухудшается после умственных и физических нагрузок.

Течение ЛКР зависит от основного заболевания, бывает флюктуирующим (часто при цереброваскулярных сдвигах), прогредиентным, переходящим в деменцию (при атрофических процессах, опухолях, некоторых инфекциях) и регредиентным (после инсульта, ЧМТ, острых проходящих инфекций).

Осложнения

Легкое когнитивное расстройство с прогрессирующим течением при отсутствии лечения быстро приводит к развитию деменции. Пациенты утрачивают способность решать бытовые задачи, нуждаются в помощи при самообслуживании.

Нарушается социализация – сужается круг общения, больные не могут выполнять профессиональные обязанности, посещать общественные мероприятия.

При флюктуирующем течении расстройства пациенты испытывают трудности во время выполнения интенсивных умственных задач, но при правильной коррекции режима и снижении нагрузок сохраняют привычную жизнедеятельность.

Лечение легкого когнитивного расстройства

Терапия направлена на профилактику деменции, замедление темпов когнитивного снижения, устранение существующих мнестических нарушений. Основные лечебные мероприятия – этиотропные, патогенетические – нацелены на причину расстройства.

Они могут включать коррекцию дисметаболических нарушений, сосудистых изменений, депрессии, применение антиоксидантов, вазоактивных, нейротрансмиттерных, противовирусных препаратов, химиотерапию, хирургическое удаление опухоли.

Общими методами терапии являются:

  • Психокоррекция. Для улучшения памяти и внимания используются систематические упражнения: чтение и пересказ текстов, заучивание стихов, слов, рисунков. Занятия проводятся вместе с психологом и самостоятельно. На встречах со специалистом осваиваются новые приемы запоминания – образование смысловых и ситуационных связей, анализ ситуаций и объектов. Периодически производится контроль эффективности занятий, корректируется набор упражнений.
  • Медикаментозное лечение. Схема лекарственной терапии подбирается врачом индивидуально. Наиболее распространенными препаратами для лечения когнитивных расстройств являются ноотропы и метаболические средства.
  • Коррекция питания и режима дня. Пациентам среднего и пожилого возраста необходимо соблюдение рациона с пониженным содержанием жиров и соли, с достаточным поступлением антиоксидантов. Важны умеренные регулярные занятия спортом, полноценный сон, рациональное чередование физического и умственного напряжения. После завершения трудовой деятельности нужно сохранять социальную активность – посещать клубы по интересам, встречи с друзьями и т. д.

Прогноз и профилактика

При эффективном этиотропном лечении прогноз ЛКР у большинства пациентов благоприятный: процесс снижения познавательных способностей приостанавливается, возникшие нарушения редуцируются (при регредиентном течении основной патологии).

Основная профилактика сводится к предупреждению сосудистых и атрофических процессов в головном мозге.

Важно поддерживать физическую активность, отказаться от курения и употребления алкоголя, скорректировать питание, сократив поступление жирной, копченой и соленой пищи, ввести в рацион достаточное количество овощей, фруктов, круп, растительных масел.

Posted in Л,Психические расстройства и расстройства поведения    Легкое когнитивное расстройств Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/psychiatric/MCIо   

Источник: https://mukpomup.ru/%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/

Когнитивные нарушения: причины расстройства, симптомы и лечение

Легкое когнитивное расстройство: признаки, причины, прогноз — Онлайн-диагностика

Когнитивные нарушения (органическое расстройство личности) — наиболее распространенный неврологический признак, указывающий на сбои в функционировании головного мозга. Человек начинает по-другому воспринимать все происходящее вокруг, то есть рациональное восприятие мира нарушается. Основными причинами этого состояния называют различные заболевания.

Онлайн консультация по заболеванию «Когнитивные нарушения». Задайте бесплатно вопрос специалистам: Невролог.

  • Этиология
  • Классификация
  • Симптоматика
  • Диагностика
  • Лечение
  • Профилактика

Когнитивные функции человеческого организма — восприятие и переработка полученной информации, понимание и осознание происходящего вокруг. Если эти функции нарушаются, тогда человек уже не может адекватно воспринимать окружающий мир.

Сперва происходят незначительные изменения в этих функциях, но с развитием заболевания способности человека воспринимать информацию, запоминать и вести нормальную жизнедеятельность ухудшаются.

Виды

Существует несколько классификаций когнитивных нарушений:

  1. По виду функции, которая нарушена:
  • Расстройства внимания — это могут быть уменьшение или полная неспособность концентрации на одном действии, повышенная реакция на отвлекающие внимание раздражители.
  • Нарушения гнозиса — в данном случае чаще всего имеет место агнозия (отсутствие узнавания различных известных предметов, людей), например зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная вплоть до тотальной, сочетающей все эти виды. Гораздо реже встречаются иллюзии, псевдогаллюцинации или истинные галлюцинации, обычно они происходят при сочетании с психиатрической патологией.
  • Расстройства памяти — гипомнезия — снижение функции памяти (прогрессирует по закону Рибо), амнезия — полная потеря памяти на какие-либо события или отрезок времени, парамнезия — замещение реальных воспоминаний вымышленными или почерпнутыми из книг/фильмов (конфабуляции) либо замещение собственными воспоминаниями, относящимися к другому времени, например, детству, юности (псевдореминисценции).
  • Нарушения интеллектуальной сферы. Это слабоумие — очень большая группа расстройств, часто встречается как у взрослых, так и у детей. Врожденное слабоумие по нарастанию умственной отсталости включает в себя олигофрению (легкая степень нарушения, больные труднообучаемы, но вполне могут заниматься простой работой), имбецильность (средний вариант) и идиотию (крайняя степень отсталости с отсутствием навыков самообслуживания и самоощущения). Приобретенное слабоумие развивается в более старшем возрасте. Бывает 3 видов — лакунарное (с выпадением одной или нескольких познавательных функций и сохранностью остальных) и тотальное (страдают все функции и постепенно утрачивается «ядро личности» человека, остается существование на уровне базовых инстинктов), маразм (терминальная стадия болезней Альцгеймера, Пика, нейросифилиса, когда утрачиваются даже пищевой рефлекс и самосохранение).
  • Нарушения речи очень многочисленны. Это может быть брадифазия (замедленная речь), афазия (отсутствие понимания чужой речи и утрата возможности собственной), парафазия (замена звуков, слогов или слов на похожие по звучанию, искажение слов), дизартрия (неправильность произношения), мутизм (отсутствие речи при сохранности ого аппарата), вербигерация (повторение слов или фраз, выкрикивание) и множество других.
  • Патология праксиса — сложность или невозможность целенаправленных произвольных действий, даже ранее выполнявшихся постоянно. Апраксия — полная их невозможность, парапраксия — выполнение вместо одних действий других, отдаленно похожих на нужные, персеверации — застревание на каком-либо действии, его многократное повторение.
  1. По возрасту, в котором возникло расстройство: детский возраст, подростковый, взрослый, пожилой и старческий. В каждом возрасте когнитивные нарушения имеют свои причины, проявления, а также тактику лечения.
  2. По морфологии поражения (зоне мозга) сосудистые когнитивные расстройства могут быть корковые (только в кортикальной зоне мозга, проявления могут длительное время компенсироваться и быть достаточно мягкими), подкорковые (участвуют такие структуры, как гиппокамп или таламус, имеют более выраженные и грубые проявления с неврологической симптоматикой), а также смешанные.
  3. Сосудистые когнитивные расстройства по своему патогенезу могут быть 2 вариантов: возникшие в результате поражения крупных сосудов (бывает в результате кардиоэмболии или атеросклероза крупных артерий мозга с последующим поражением крупных очагов коры головного мозга) или мелких сосудов (расстройства чаще возникают постепенно и поражением задействуют подкорковые структуры и передние отдела мозга).
  4. При депрессии когнитивные расстройства могут быть первичными и вторичными. При первичных депрессия развивается уже на фоне нарушения познавательной функции (например, при болезни Альцгеймера или сосудистых патологиях). Вторичные проявляются уже после начала депрессии.

Когнитивное расстройство у детей

Развитие когнитивных функций в большинстве своем имеет зависимость от обеспеченности человеческого организма витаминами и другими полезными веществами.

Сегодня, к сожалению, довольно острой становится проблема гиповитаминоза у детей. Употребление рафинированных продовольственных товаров, продуктов долговременного хранения, товаров, которые подвергались длительной температурной обработке, ведет к невозможности восполнения необходимого количества незаменимых микронутриентов только при помощи рациона питания.

Согласно проведенным в последние годы исследованиям витаминно-минерального состояния организма детей можно сделать вывод, что нехватка аскорбиновой кислоты (витамин С) среди детского населения страны достигает практически 95%, приблизительно у 80% детей обнаружился дефицит тиамина (витамин В1), рибофлавина (витамин В2), пиридоксина (витамин В6), ниацина (витамин В4 или РР) и фолиевая кислота (витамин В9).

Познавательные функции являются сложнейшим и сегодня не до конца постигнутым явлением.

Однако целый комплекс проведенных исследований оценки отдельных когнитивных процессов, например, таких как воспроизведение, память, четкость умственного восприятия, интенсивность мыслительных процессов, способности к концентрации внимания, обучение, разрешение проблем, мобилизация позволил проследить четкую взаимосвязь между когнитивными функциями детей и их обеспеченностью определенными микронутриентами.

Сегодня когнитивные нарушения являют собой одну из важнейших проблем психиатрии и неврологии. Такие патологии, к сожалению, наблюдаются приблизительно у 20% субъектов детского и подросткового возраста.

Распространенность нарушений речи и функций языка, которые включают расстройства письма и чтения, составляет от 5% до 20%. Нарушения аутистического спектра достигают практически 17%. Недостаток внимания в соединении с повышенной активностью наблюдается приблизительно у 7% индивидов детского и подросткового возраста.

Также широко распространены и расстройства психологического развития, эмоциональные нарушения, синдромы умственной отсталости и расстройства поведенческой сферы. Однако наиболее часто можно отметить возникновение расстройства развития навыков учебы, моторных процессов, смешанные специфические нарушения развития.

Когнитивные расстройства у детей наиболее часто встречаются вследствие перенесенных заболеваний, характеризующихся дисгенезией коры головного мозга, врожденными обменными расстройствами, поражающими нервную систему, дегенеративными заболеваниями, поражениями нервной системы в период формирования плода.

https://www..com/watch?v=ytpolicyandsafetyen-GB

К поражениям нервной системы в перинатальном периоде относят: гипоксию мозга, травму, полученную в процессе родов, внутриутробную инфекцию.

Поэтому по сей день важной проблемой остается диагностика начальных фаз расстройств когнитивных функций у детей.

Ее ранние результаты способствовать более своевременному назначению соответственной терапии и предупреждению ранней инвалидизации детей.

Стадии и степени

Когнитивные нарушения это различные по степени тяжести — легкие, средние и тяжелые расстройства познавательных функций. При легкой степени человек ощущает снижение познавательных функций и это может его беспокоить. При этом качество его жизни не страдает и внешних признаков этого состояния нет.

При умеренной степени нарушений кроме выраженных жалоб и беспокойства о своем состоянии, пациент может уже внешне выделяться своим поведением, речью. В этом случае утрачивается или затрудняется способность к сложной умственной работе, ранее выполнявшейся без труда. Бытовые и социальные навыки сохраняются.

При нарушениях тяжелой степени человек становится дезадаптирован в обществе, не способен выполнять даже несложные задачи. В конечных стадиях возможно утрата и навыков самообслуживания и самоконтроля.

Деменция бывает в основном либо сосудистой, либо нейродегенеративной этиологии (мозговая атрофия, мозговые инфекции, болезнь Альцгеймера).

Различают также 3 стадии течения деменции:

  1. Начальная стадия, характеризуется легкими нарушениями памяти, часто протекает скрыто.
  2. На этой стадии снижение памяти усиливается, добавляются затруднения в ориентировании на месте и во времени, а также начинают страдать бытовые навыки и самообслуживание.
  3. На этой финальной стадии нарушения становятся сразу заметны. Больные дезориентированы в пространстве, времени и собственной личности.

Симптомы

Когнитивные нарушения это патологические состояния, при которых симптоматика очень разнообразна, поскольку познавательных функций довольно много. Клиническая картина зависит от пораженного отдела мозга, причины этого поражения, стадии болезни, возраста пациента.

При нарушениях мозгового кровообращения симптоматика проявляется и усиливается постепенно. На начальных этапах могут появляться жалобы на снижении способности концентрировать внимание, замедленности мышления, импульсивности, застревании мыслей на чем-то одном, становится трудно мыслить абстрактно.

При нейродегенеративных же процессах вначале страдает чаще всего функция памяти. Вначале забываются текущие события, но при прогрессировании заболевания постепенно стираются и события прошлого, от более поздних, к ранним (это называется законом Рибо).

Иногда в итоге пациент помнит только свое детство и считает себя ребенком. Это усложняет не только обучение новым навыкам, но и выполнение привычной работы. Также снижается инициативность, интерес к окружающему миру, часто бывает беспричинное подавленное состояние, нарушается ориентирование в пространстве и правильность речи. Возможна эмоциональная лабильность.

При дальнейшем течении заболевания ухудшается речь, абстрактное и логическое мышление, а также затрудняется узнавание знакомых людей или объектов. Начинают появляться жалобы на слабость, утомляемость, снижение работоспособности и эмоционального фона. Может добавляться и неврологическая симптоматика в виде головокружений, головной боли, нарушений сна.

На поздних стадиях пациенты могут не узнавать самых близких людей и не помнить свое прошлое. Такие люди могут быть как вялыми и пассивными, так и гневливыми или агрессивными. Критика к собственному состоянию у них отсутствует, иногда затруднено даже понимание речи.

У детей снижение когнитивных функций проявляется в выходе за верхние границы возрастной нормы в плане умственного и речевого развития, а также бытовых умений. То есть ребенок не способен с адекватной скоростью усваивать новые навыки и умения, ему для этого требуется много времени.

Могут быть снижены показатели интеллекта, отсутствовать способность к сравнениям и обобщениям, а также абстрактному мышлению. Такие дети не могут правильно объяснить пословицы, придумать что изображено в виде чернильных пятен Роршаха, их мышление конкретно и замедлено.

Типы когнитивной деятельности

Когнитивный и нейросенсорный дефицит – эти термины являются синонимами. Они объединяют нарушения, затрагивающие пять типов познавательной работы мозга в одну большую группу:

  1. Память, то есть, навык усвоения полученной информации, сохранение ее и повторение в соответствующих ситуациях.
  2. Гнозис, отвечающий за то, чтобы человек мог воспринимать информацию, получаемую от мира. Выражается в виде способности к ее анализу и формированию соответствующих ощущений, идущих от органов чувств.
  3. Речь, иначе говоря – это возможность человека проводить обмен информацией через высказывания.
  4. Праксис или способность к получению, сохранению и дальнейшему применению моторных навыков.
  5. Интеллект, то есть, умение сопоставлять поступающую информацию, искать схожее и различное в ней.

Любые нарушения в познавательной деятельности затрудняют или делают невозможным нормальное восприятие окружающего мира, происходящих вокруг человека событий, а также поддержание прежней активности в социальной и профессиональной сфере.

Узнайте о причинах демиелинизирующих заболеваний головного мозга: симптомы и лечение.

Читайте про когнитивные функции их связь с отделами мозга и причины нарушения.

Причины появления

Когнитивные нарушения это функциональные или органические расстройства познавательных функций:

  • Функциональные расстройства обусловлены временным нарушением процессов головного мозга при полностью сохраненной его здоровой структуре. При устранении причины, вызвавшей эти нарушения, познавательные и другие функции восстанавливаются в полном объеме. Причинами таких состояний могут быть хроническая усталость, стресс, переутомление, нарушения сна, негативные события, а также психиатрические диагнозы — депрессия, биполярное аффективное расстройство, психозы, шизофрения.

Органические нарушения возникают вследствие поражения структур головного мозга в результате большого количества возможных причин. Чаще всего они бывают в пожилом и старческом возрасте и носят постоянный характер с тенденцией к ухудшению состояния.

Источник: https://quattro-leto.ru/diagnostika/kognitivnye-narusheniya-chto-eto-takoe.html

Когнитивные расстройства. Причины, симптомы, лечение » NEO-HUMANITY.RU Психология-Онлайн

Легкое когнитивное расстройство: признаки, причины, прогноз — Онлайн-диагностика

Одной из особенностей человека, которая отделяет его от животного мира, является способность познавать, понимать и интерпретировать окружающий мир. Способность человека мыслить, запоминать, рассуждать, понимать, воспроизводить делает его отдельной веткой в мире животных.

Однако расстройства когнитивного характера личности способны ухудшить данные свойства, что будет проявляться в различных симптомах. Лечение проводится на основе тех причин, которые привели к патологии.

Проявления нарушений когнитивных функций у детей и способы лечения расстройства

Когнитивные нарушения у детей создают проблемы с учебой и дальнейшей социализацией, поэтому нуждаются в коррекции. Проявляются в расстройстве восприятия и воспроизведения информации.

Приводят к этому различные заболевания центральной нервной системы, инфекции, тяжелые роды.
Основными причинами нарушения когнитивных функций являются органические поражения головного мозга разной степени тяжести.

Факторы, приводящие к формированию проблем с познавательными способностями:

  1. Внутриутробные инфекции.
  2. Родовые, черепно-мозговые травмы.
  3. Табакокурение и употребление алкоголя матерью во время беременности.
  4. Перенесенные нейроинфекции: менингит, энцефалит.
  5. Нарушения родового процесса.
  6. Дефицит витаминов, макро- , микроэлементов, неправильное питание.
  7. Органические патологии – гидроцефалия.

Внутриутробные инфекции, такие как хламидиоз, герпес, краснуха, могут вызвать нарушения развития нервной ткани. Наличие подобных возбудителей у матерей часто приводит к неполноценному формированию головного мозга младенца.

Гонококковый, менингококковый, стафилококковый менингит, вирусный энцефалит приводят к отеку и гибели нервных клеток, что в дальнейшем сказывается на умственном развитии.

Травмы головы, в том числе родовые, являются причиной множества нарушений: эпилептического синдрома, детского церебрального паралича. При этом закономерно возникает расстройство познавательных функций.

Дефицит витаминов В при беременности и после рождения может крайне негативно сказаться на формирование головного мозга и нейронных связей в нем. Алкоголизм у вынашивающей плод женщины ведет к дефициту питательных веществ, а также непосредственному токсическому действию на нервные клетки.

Гипоксия во время родов – частая причина когнитивных расстройств у детей, а также детского церебрального паралича, эпилептического синдрома.

Выявление расстройства когнитивных функций – непростая задача. Необходим осмотр невропатолога (новорожденных, грудных детей) для исследования рефлексов и мышечного тонуса, беседа с педагогами.

Чтобы обнаружить тяжелые нарушения формирования головного мозга, следует провести основательную диагностику при помощи методов:

  1. Эхоэнцефалографии или нейросонографии у новорожденных.
  2. Электроэнцефалографии.
  3. РЭГ.
  4. Ультразвукового исследования сосудов – допплерографии.
  5. Миометрии.

При грубых расстройствах когнитивных способностей требуется терпеливая коррекция для дальнейшей социализации детей в специализированных учреждениях.

Если имеются органические поражения головного мозга, такие как гидроцефалия, необходимо хирургическое лечение. Для этого имплантируют гибкую трубку, соединяющую желудочки мозга с брюшной полостью.

Это способствует выведению излишка жидкости и улучшению ликвородинамики.

При легкой или средней степени снижения когнитивных функций прогноз заболевания зависит от того, насколько тщательно и регулярно производится коррекционная работа.

Назначают следующее лечение:

  1. Антигипоксические препараты (Мексидол, Реамберин, Милдронат).
  2. Ангиопротекторы: Актовегин, Солкосерил.
  3. Витамины: тиамин, метилкобаламин, фолиевая кислота, пиридоксин.
  4. Ноотропные препараты: Ноопепт, Пирацетам, Пантогам, Глицин.
  5. Санаторно-курортное лечение.

Полезно прочитать, что такое дислексия: симптомы, причины, диагностика и лечение.

Родителям на заметку! Моторная алалия у детей: причины патологии, основные симптомы и эффективное лечение.

Информация о том, что такое пограничная умственная отсталость: симптомы и лечение.

При двигательной гиперактивности следует ограничить употребление возбуждающих веществ – кофеинсодержащих напитков, специй с глутаматом натрия. С СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) потребность в физической активности увеличивается. Спортивные секции, кружки по интересам станут полезным времяпрепровождением, направят энергию в конструктивное русло.

Заключение

Нарушение познавательных функций – комплексная проблема, которая требует медикаментозного лечения, а также педагогической коррекции. Иногда требуется оперативное вмешательство. Прогноз зависит от тяжести органического поражения головного мозга и степени умственных отклонений.

Источник: https://rptp-rd.ru/rasstrojstva/kognitivnoe-rasstrojstvo-lichnosti.html

Организм в норме
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: