Дислексия: что это такое, упражнения для коррекции, методы лечения

Содержание
  1. Дислексия у взрослых и способы её коррекции
  2. Особенности заболевания
  3. План коррекции
  4. логопедических занятий
  5. Упражнения для развития чтения
  6. Дислексия: коррекция по методу Дейвиса
  7. Методика Дейвиса по устранению дислексии
  8. Оценка способности к восприятию
  9. Переключение
  10. Разрядка и проверка
  11. Точная настройка
  12. Координация
  13. Освоение символов
  14. Последовательное чтение
  15. Освоение символов относительно слов
  16. Классические коррекционные методы
  17. Дислексия: упражнения и игры для коррекции у школьников, методики Корнева и Дейвиса
  18. Что такое дислексия и ее разновидности
  19. Методы коррекции дислексии
  20. Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников
  21. Тренировка артикуляции
  22. Эффективные методы коррекции дислексии у школьников
  23. Метод Рональда Дейвиса
  24. Методика Корнева
  25. Игровые способы коррекции дислексии
  26. Профилактика дислексии
  27. Дислексия у детей – мнение экспертов и врачей
  28. Коррекция дислексии у младших школьников: упражнения. Виды дислексии и способы коррекции
  29. Дислексия: что это такое?
  30. Когда проявляется болезнь?
  31. Симптомы дислексии
  32. Иные симптомы дислексии
  33. Разновидности болезни
  34. Дислексия: способы коррекции
  35. Метод Дейвиса
  36. Этапы метода Дейвиса
  37. Отзывы родителей о методике Дейвиса
  38. Занятия и упражнения для коррекции дислексии
  39. Упражнения, которые проводятся с логопедами
  40. Итог

Дислексия у взрослых и способы её коррекции

Дислексия: что это такое, упражнения для коррекции, методы лечения

Трудности с чтением чаще возникают у детей. Дислексия у взрослых встречается реже, но приносит гораздо больше неудобств. У таких людей возникают проблемы на работе и при письменном общении.

Эту патологию тяжело диагностировать. Проблемы с устной речью более заметны окружающим, поэтому с ними чаще приходят к логопеду. Особенности чтения и письма могут восприниматься как обычная безграмотность, из-за чего люди не обращаются за помощью.

Особенности заболевания

Дислексия (греч. dyslexia — нарушение речи) относится к патологиям письменной части. Такие пациенты знают числа и буквы, могут читать, но им трудно отличать схожие символы друг от друга. При этом интеллектуальное развитие не страдает, а в головном мозге отсутствуют патологические очаги.

Устная речь пациентов не имеет особенностей. А на письме люди могут не различать схожие символы (6 и 9) или путать цифры и буквы (Е и 3). Возможность поставить диагноз есть только у взрослых людей. У детей это часто путают с невнимательностью или недостатком знаний по правописанию, а у подростков с рассеянностью и безалаберностью.

Причиной оптической дислексии становится недостаточное развитие зрительного анализа, познания, синтеза и ориентации в пространстве. Кроме замены букв и цифр на схожие символы, может наблюдаться зеркальное письмо. Также пациенты в строчном тексте способны пропускать элементы на стыке.

Состояние обостряется при недостатке витаминов, цинка, аминокислот и лецитина. Современные комплексы содержат их в достаточном количестве, чтобы поддерживать их концентрацию в организме на оптимальном уровне. Также стоит следить за количеством употребляемой жидкости, чтобы избежать обезвоживания.

Симптомом заболевания можно считать стойкое нежелание человека составлять письменные обращения даже при необходимости. Пациенты испытывают неловкость и стараются перепоручить задачу другому человеку. Это может выдать дислексика и стать причиной пристального внимания руководства к сотруднику.

План коррекции

Дислексия относится к заболеваниям, сопровождающимся нарушениями по нескольким направлениям. Коррекцию стоит проводить по каждому из них:

  • увеличение зрительной памяти;
  • улучшение восприятия картинки глазами, разобщения цветов, размеров и геометрических форм;
  • формирование способности к синтезу и анализу при помощи зрения;
  • улучшение ориентации в пространстве.

Кроме совершенствования работы зрительного анализатора, упор на занятиях делается на когнитивные функции. Для расширения лексического запаса и лучшего понимания слов существует упражнение со словарём:

  1. Человек выбирает слово и ищет его значение.
  2. Внимательно изучается транскрипция.
  3. Первый смысл слова читается вслух, включая транскрипцию и приводимый пример.
  4. Самостоятельно составляется несколько фраз или цельных предложений, подходящих под прочитанное определение слова.
  5. Из пластилина или глины изображается суть прочитанного (если это предлог, то нужно слепить функцию, которую он обозначает).
  6. Используя тот же материал, сделать все буквы, из которых состоит слово, и свериться со словарём на предмет возможных ошибок.
  7. Мысленно представить смысл пройденного слова.
  8. Вслух повторить определение изученного.

Если выполнение упражнения вызывает сложности на одном из этапов, его нужно продолжить выполнять до развития автоматизма. Затем можно переходить к изучению следующего слова. В результате не только расширится лексический запас, но и тренируется память и правописание.

Улучшить запоминание при помощи зрения можно и другими упражнениями. К наиболее эффективным относятся:

  • «Что пропало?» − на ровную поверхность кладут несколько предметов или изображений (обычно не более 6), которые предлагается запомнить. Затем человек отворачивается, а второй убирает часть вещей. Пациент должен назвать спрятанные предметы.
  • «Найди знакомых» − больному показывают несколько изображений или символов (до 6), а затем перемешивают с другими. Пациент должен выбрать те, которые он видел в начале.
  • «Какие изменения?» − в ряд устанавливаются фигурки, буквы или картинки (не более 6) и пациент запоминает последовательность. Потом положение вещей меняется, а задачей больного становится вернуть их в изначальный порядок.

Эти упражнения помогут развить память, грамотность и увеличить словарный запас. Пациенты, регулярно выполняющие такие задания, начинают лучше писать и допускают меньше ошибок. Их мозг начинает работать так же, как у обычных людей.

логопедических занятий

Кроме пополнения лексической составляющей речи, лечение направлено на развитие понимания цветов, форм и размеров. Для этого используют набор различных геометрических фигур. Пациенту предлагается разбить их на группы по одинаковым признакам — форма, цвет, размер, и их комбинации. А затем то же самое проделать, разделяя их по тем же характеристикам.

Другой способ развития восприятия заключается в том, чтобы под геометрические фигуры подбирать похожие по форме предметы. Затем даётся задание на поиск вещей того же цвета. Это помогает не только научиться дифференцировать предметы по признакам, но и подключает воображение.

Следующее направление в занятиях заключается в формировании ощущения пространства и своего тела. Человек сначала усваивает соотношение сторон относительно себя, а затем переносит это на предметы. Поэтому упражнения первично строятся на просьбах определить положение предмета по правую и левую руку. А затем одной вещи или картинки относительно другой.

После отработки задания на предметах и картинках, можно переходить к буквам и цифрам. На листе бумаги проводят линию и просят написать определённый символ слева или справа от неё. В следующем упражнении нужно поставить точку, под ней крестик, а справа от неё кружок. Затем человеку предлагается назвать, как нарисованные фигуры расположены относительно друг друга.

Развивать также следует зрительный гнозис.

Это можно сделать несколькими способами:

  • перечислить, контуры каких предметов изображены на картинке, и назвать, какие из них перечёркнуты;
  • среди множества контуров определить те, что наложены один на другой.

После успешно пройденных заданий на предметы, стоит перейти на упражнения с буквами. В число наиболее простых и эффективных входят:

  • найти ошибки в словах, связанные с расположением букв;
  • вставить пропущенный символ;
  • обнаружить нужную букву среди других;
  • обвести контуры заданного символа;
  • сопоставить одинаковые строчные и прописные буквы;
  • озвучить или переписать перечёркнутые символы;
  • дифференцировать наложенные одна на другую буквы.

За этапом работы с гнозисом следует тренировка зрительного анализатора на предмет различия и сходства между буквами. Для этого используют несколько приёмов:

  • поиск буквы среди похожих;
  • после быстрой демонстрации буквы нарисовать её по памяти;
  • составить из счётных палочек по рисунку фигуру или символ;
  • сложить букву из её частей;
  • дорисовать символ по памяти;
  • найти правильное изображение буквы между её реальным написанием и зеркальной проекцией;
  • сделать из одной буквы другую (из К в Ж, Л в А, Г в Б, З в В);
  • найти пары символам, состоящим из схожих частей (Р и Ь, П и Н, И и П, Г и Т);
  • определить буквы с минимальными различиями (Р и В, З и В, С и О).

Чтобы символы перестали смешиваться, каждому придумывают характеристику по схожести с предметом или животным, название которого начинается на этот же звук — У-уши, З-змей, П-перекладина, О-обруч и т. п. В некоторых случаях эффективно использование рельефных изображений. После того как упражнения отработаны на отдельных буквах, переходят к слогам, словам, фразам и предложениям.

Упражнения для развития чтения

Человеку с дислексией нужно исправлять не только зрительное восприятие отдельных объектов, но и работать над навыком чтения. Для этого разработан комплекс упражнений:

  • Синхронное чтение — двое людей читают одновременно то вслух, то молча. Задача — начать вместе после тихого отрывка.
  • Опять 25 — засекается 60 с, за которые человек читает определённый отрывок текста и отмечает место, на котором закончил. Затем снова возвращается в начало и за тот же промежуток времени успевает изучить большее количество текста. Максимально упражнение повторяют трижды. Оно создаёт положительную мотивацию, так как довольно лёгкое в исполнении.
  • Стоп — поехали — это упражнение тоже относится к группе интервального чтения. Человек озвучивает текст, но по команде прекращает и поднимает взгляд от книги, держа паузу с закрытыми глазами. Затем снова опускает голову и продолжает чтение с момента, на котором прекратил. Задание выполняется не дольше 5-ти минут.
  • Спринтер — отрывок читать нужно быстро, но чётко. На это упражнение отводится полминуты.
  • Молния — начало в комфортном темпе и вслух, продолжение на максимальной скорости молча. Интервалы длятся от 20 секунд на начальном этапе до 2-х минут при достаточном владении упражнением.
  • Актёрское чтение — отрывок текста произносится вслух первый раз, затем второй с большим выражением, после чего человек не останавливается на знакомой части, а продолжает читать дальше. При этом темп и выразительность речи сохраняются на какое-то время и на неизвестном тексте.

Выполнять упражнения можно под руководством логопеда или самостоятельно, попросив о помощи у близких для контроля. Но нужно понимать, что лечить дислексию стоит под контролем специалиста. Поэтому его стоит посещать минимум раз в 3 месяца для контроля состояния.

Дислексия встречается часто, и выявляется у людей разного возраста. Она может длительное время существовать скрыто, но при обнаружении доставит массу неудобств. Поэтому не стоит отказываться от коррекции, ведь это способно улучшить качество жизни и наладить рабочие отношения.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narushenie-pisma-i-chteniya/disleksiya-u-vzroslyh/

Дислексия: коррекция по методу Дейвиса

Дислексия: что это такое, упражнения для коррекции, методы лечения

Раньше дислексия – затруднение в обучении письму и чтению, считалась психоневрологической патологией. Детей лечили стандартными приёмами, как при прочих видах задержки развития, не учитывая индивидуальность психики.

По-новому к проблеме подошёл Рональд Дейвис, создавший коррекционный способ, характеризующийся наибольшей результативностью.

Коррекция дислексии по системе Дейвиса, основанная на том, что дислектики – люди не больные, а отличающиеся особым видением мира, мыслящие не вербально, а визуализировано, помогла многим тысячам пациентов повысить качество жизни, поднять самооценку, добиться успеха в учёбе.

Методика Дейвиса по устранению дислексии

Автор методики был дислектиком, но сумел справиться с проблемой. Он считал свою особенность не нарушением развития, а особой способностью мыслить образно, и разработал, исходя из этого, технику снятия стресса, избавления от рассеянности сознания, возвращения чёткого и ясного мышления.

Американский исследователь считал, что мышление большинства людей вербальное, основанное на словах, а дислектики мыслят визуализировано, то есть образами.

Из-за нарушения пространственной ориентации дислектик, видящий книжные символы, не просто их не понимает, а раздражается, находится в недоумении.

При дислексии коррекция по методике Дейвиса направлена на изменение мышления. Цель – устранение неправильного восприятия символа, контролирование представления о книжных знаках, выявление причин искажения ориентации и избавление от них.

У дислектиков при необходимости концентрировать внимание отмечаются головные боли и быстрое переутомление, поэтому коррекционный метод включает этап расслабления.

Занятия проводятся поэтапно, включают:

  1. Анализ способности к восприятию.
  2. Переключение.
  3. Разрядку и проверку.
  4. Настройку – вхождение в комфортное состояние.
  5. Координацию – устранение путаного восприятия право-лево, верх-низ.
  6. Освоение символов посредством их трёхмерной визуализации.
  7. Последовательное обучение чтению.
  8. Изучение символов относительно слов.

При составлении курса занятий учитываются особенности пациента. Растягивать обучение нежелательно, лучше, когда курс сжатый, но интенсивный.

Оценка способности к восприятию

Специалист на первом этапе анализирует, что больше всего тревожит пациента. Для большинства дислектиков главные проблемы – затруднённый контакт со сверстниками и отсталость в учебном процессе.

Затем определяется уровень затруднения восприятия. Ребёнка учат применению особой техники – «умственного глаза», позволяющей правильно изучать окружающий мир. Пациента просят мысленно визуализировать на раскрытой ладони определённый предмет.

Специалист спрашивает о цвете, величине, форме предмета, таким способом помогая ребёнку сделать мысленный образ более детальным.

Дальше пациент переходит к рассматриванию мысленного объекта с каждой стороны. В завершение проводится игра с вымышленным предметом: предлагается перекинуть объект с одной ладони в другую, изменить его цвет, конфигурацию.

Переключение

Подразумевает упражнение по визуализации. Ребёнка учат сознательному «включению» и «отключению» неправильной ориентации. После данного занятия пациент получает способность самостоятельно подавлять симптоматику. Кажется, что проблема решена, но это лишь второй этап обучения.

Пациент, который уже умеет видеть «умственным глазом», должен представить, что этот «глаз» располагается в особой ориентационной точке. Этой воображаемой точкой заканчивается линия, проходящая от вымышленного предмета на ладони через нос к зоне, расположенной на 30 см дальше верхней затылочной области.

Когда ребёнок представит точку, отпадёт необходимость держать в голове вымышленный предмет и отходящую от него линию. Представляется только конечная точка линии, на которой размещён «умственный глаз».

Весь вышеописанный процесс необходим, чтобы «отключить» особые клетки, находящиеся в верхней затылочной области мозга, вызывающие нарушение ориентации. Когда работа этих клеток угнетается, дислектик начинает видеть, как обычные люди.

Разрядка и проверка

На третьем этапе даётся отдых уставшему воображению. Дислектику сложно держать «умственный глаз» в ориентационной точке, через определённое время расположение может сместиться.

Смещение «глаза» происходит не просто так. Когда наступает состояние спутанного сознания, пациент испытывает потребность сместить «глаз», но в то же время старается удержать положение. При длительном удержании у ребёнка возникают головные боли, дискомфорт в шее, напряжение лицевых мышц. Требуется «разрядка».

При «разрядке» должно возникнуть такое же чувство, как при глубоком дыхании: расслабление во всём теле. Пациент просто должен представить, что уставший «умственный глаз» находится в таком расслабленном состоянии. Сразу расслабятся шейные мышцы, уйдёт головная боль.

«Проверка» подразумевает коррекцию расположения ориентационной точки. Через некоторое время после начала занятий точка может сместиться. Чтобы подтвердить смещение, нужно попросить пациента указать пальцем на точку. Если палец показывает неправильное расположение, то необходимо его сдвинуть в правильное место.

Точная настройка

На данном этапе пациент находит оптимальную ориентационную точку. К занятию следует приступать, когда «умственный глаз» перестаёт смещаться относительно точки. Передвигая «глаз» в разные стороны относительно ориентационной точки, ребёнок определяет его наилучшее для себя расположение.

При передвижении «глаза» пациент чувствует, что теряет равновесие. Если точка уходит влево, то тело наклоняется вправо, и наоборот. Ребёнок выбирает положение «глаза», при котором ощущается комфорт. В этом случае чувство равновесия становится максимально чётким: возможно стояние на одной ноге без пошатывания.

С течением времени оптимальное положение точки может меняться. Но посредством «настройки» ребёнок каждый раз адаптируется, заново находит наилучшую ориентационную точку.

Координация

Метод Дейвиса при дислексии включает упражнения, устраняющие неправильное восприятие понятий «право» и «лево», «верх» и «низ». Ребёнок избавляется от нарушений движения. Занятия проводятся с определенной периодичностью после «настройки».

После проверки ориентационной точки пациент становится на одну ногу, приводит тело в равновесие.

Специалист берёт два маленьких мягких мяча, бросает их пациенту. Тот должен ловить их руками: брошенный справа – правой рукой, брошенный слева – левой, затем оба обеими руками.

В завершение нужно бросать игрушки с уклоном траектории в правую и левую стороны, чтобы ребёнок наклонялся, пытаясь схватить мяч, но не терял при этом равновесие.

Освоение символов

Дислектик способен воспринять только трёхмерный образ, но книжные символы двухмерны. Из-за этого ученик впадает в ступор. Стандартное обучение с применением учебников и бумажных пособий для дислектика неприемлемо.

Чтобы человек с образным мышлением мог воспринять какой-либо символ алфавита или цифровой таблицы, он должен увидеть этот символ в трёхмерной форме, а затем сопоставить его с напечатанным аналогом.

Наилучший инструмент для создания трёхмерных объектов – пластилин. Проработка символов должна быть тщательной. К новому объекту не переходят, пока имеются проблемы в прочтении предыдущего.

Наиболее сложно корректировать восприятие пунктуационных знаков. Здесь важно не только создание трёхмерного образа, но и объяснение, почему символ поставлен именно в этом месте, а не в другом.

Последовательное чтение

Дислектик воспринимает напечатанное слово, как единый объект, не видит деления на буквы. Пытается, глядя на слово, понять, что оно может означать.На предпоследнем этапе ребёнок учится читать с выделением слогов и букв. Понимание прочитанного пока не требуется.

Для занятий выбирается книга с примитивным текстом. В ходе чтения нужно периодически прерываться, чтобы проверить правильность ориентационной точки.

Далее от пациента требуется повторение прочитанных слов. Если выполнение задания вызывает затруднение, то нужно попросить обучающегося прочесть проблемное слово несколько раз, затем рассказать о его значении.

Постепенно переходят к распознаванию предложений. Специалист объясняет пациенту, о чём прочитанная фраза, затем просит мысленно воссоздать ситуацию.

Освоение символов относительно слов

Методика Дейвиса по устранению дислексии завершается упражнениями, при которых прорабатываются сложные слова. Занятия строятся следующим образом:

  • изучается толкование слова в словаре;
  • исследуется его транскрипция;
  • составляются предложения, включающие слово, строятся воображаемые ситуации;
  • создаются пластилиновые объекты, относящиеся к слову;
  • в воображении воссоздаются вылепленные объекты;
  • в завершение несколько раз вслух даётся определение слова.

Нужно учитывать, что дислектики мыслят быстро, поэтому на последнем этапе важно приучение к неторопливому и вдумчивому чтению, чтобы прочитанное лучше усваивалось.

Классические коррекционные методы

В российских логопедических центрах методика Дейвиса по устранению дислексии применяется нечасто. Специалисты предпочитают использовать классическую систему, при которой техника занятий определяется видом дислексического расстройства:

  1. При фонематическом виде недостаточно сформирована способность анализировать и синтезировать фонемы или на слух дифференцировать звуки. При затрудненной слуховой дифференциации сначала уточняется произношение и слуховое восприятие конкретного проблемного звука. Затем сопоставляются смешиваемые фонемы в плане произношения и восприятия на слух.
    При несформированности анализа и синтеза фонем сначала уточняется наличие проблемного звука в слове, затем устанавливается его положение. Требуется выяснить количество звуков и слогов, как они расположены относительно друг друга, соединить их в слово.
  2. При оптическом виде ребёнок не усваивает визуальные буквенные образы. Принцип занятий – узнавание символов, спрятанных в изображениях и предметах, улучшение ориентации в пространстве. Ученик должен усвоить навык чтения слева направо без скольжения по строкам.
  3. При мнестическом виде отсутствует способность запоминать буквы, связывать символы и звуки. В этом случае пациенту демонстрируется объект, в котором соединены визуальный и слуховой образы конкретной буквы. Например, буква «ж» рисуется в виде жука.
  4. При семантической дислексии отсутствует понимание прочитанного при нормальной технике чтения. Задача логопеда – расширение словарного запаса ученика, развитие лексики, освоение грамматики и синтаксиса.
  5. При аграмматическом виде во время чтения постоянно совершаются ошибки, и преимущественно в окончаниях слов. Здесь нужно работать над словообразованием, правилами изменения существительных, прилагательных, глаголов, формированием структуры предложений.

По системе Дейвиса при дислексии с ребёнком должны заниматься не только психологи и логопеды, но и дома родители. Занятия выбираются с учётом особенностей развития пациента.

В магазинах и интернете реализуется огромное количество материалов по запросу «Дислексия метод Дейвиса». По данным материалам можно самостоятельно изготавливать коррекционные объекты, заниматься без подготовки.

Источник: https://akademiarechi.ru/defekti-rechi/disleksiya-metod-deivisa/

Дислексия: упражнения и игры для коррекции у школьников, методики Корнева и Дейвиса

Дислексия: что это такое, упражнения для коррекции, методы лечения

Ребенок путает слова, не может правильно читать, возбужден, часто плачет. Не стоить сразу винить родителей, учителей в плохом воспитании и педагогической запущенности. Возможно, виной этому дислексия. Стоит вовремя установить диагноз, чтобы применить упражнения для устранения дислексии.

Что такое дислексия и ее разновидности

Дислексия – это расстройство высшей психики, которое заключается в невозможности прочитать текст. Причиной служит неоконченное формирование функции, отвечающей за этот процесс.

К факторам, влияющим на развитие дислексии, может относиться беременность матери (порок сердца женщины, острое перенесение болезни, анемия, плацентарная недостаточность), роды (травма головы, удушье пуповиной), ранний возраст ребенка (детские болезни с обострением, заболевания центральной нервной системы, травмы головы).

Недавно врачи нашли причинно-следственную связь между дислексией и мутацией гена DCDC2 6-ой хромосомы. Она негативно влияет на развитие нейронов головного мозга.

Выделяют 5 видов психического нарушения:

  1. Семантическая. Проявляется в непонимании смысла слов и текста в общем. При этом ребенок нормально читает механически, но без восприятия сути. Если разделить слова на слоги – малышу сложно произнести слитно, он не может по нему ответить на вопросы, показать соответствующую картинку. Связано с трудностями звуко-слогового синтеза.
  2. Мнестическая. Ребенок не может произнести в ряд несколько слов или звуков: путает места, пропускает, сокращает. Проблема в нарушении памяти относительно речи, связях «буква-звук». Можно заметить на этапе овладения звуко-буквенными обозначениями.
  3. Фонематическая. Происходит при недоразвитости фонематического восприятия, анализе и синтезе. Дети трудно запоминают буквы. Также заменяют звуки, схожие между собой (ж – ш, д – т). При чтении искажаются звуко-слоговое строение слова, чтение по буквам.
  4. Оптическая. Проявляется в трудности чтения букв, которые похожи между собой по внешним параметрам (А – Л, П – Н). Если показать человеку буквы, состоящие в паре по схожести, отдельно друг от друга, он легко их узнает. Причиной служит недоразвитие оптико-пространственного восприятия.
  5. Аграмматическая. Нарушение в грамматическом порядке речи, морфологии общения. Проявляется в неправильном использовании падежных окончаний («под стола», «у родственница»); неверные родовые окончания местоимений («этот платье», «твой коробка»); окончание глаголов 3-го лица («белка бежал», «ручка лежал»); несогласование слов в числе, роде, падеже существительного и прилагательного («три собака», «зеленая листок»).

Методы коррекции дислексии

Подбирая методы для коррекции дислексии, нужно учесть ее разновидность. От нее будет зависеть вектор выбираемых упражнений.

С детьми должны заниматься не только логопед, психолог, но и родители. Без домашней поддержки и закрепления новых навыков коррекция будет малоэффективной.

Существует немало специальных материалов для покупки, предназначены для помощи детям с нарушением развития высшей психики. Но в литературе и интернете представлены много способов для самостоятельного изготовления и занятий без подготовки.

Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников

Логопедическая работа по преодолению смешанной и одновидовой дислексии заключается в использовании различных упражнений для младших школьников:

  1. В скороговорках используются похожие звуки, стоящие рядом. Их чтение и произношение по памяти хорошо сказывается для коррекции разных дислексий.
  2. Ребенку нужно на выдохе произносить только согласные, а на следующий раз – только гласные. В любом порядке. Позже предлагается смешивать буквы.
  3. Полезными будут дыхательные упражнения. Например: длительный вдох – задержать – сильный выдох. Часто используют для разминки перед занятиями со специалистом.
  4. Школьнику дается в руки мяч. Предлагают почитать по слогам. После каждого слога – сжимать мяч.
  5. Взрослый одновременно с ребенком читает в голос текст. После какого-то абзаца – в уме. Должны закончить одновременно, пытаясь читать молча в том темпе, в котором начинали.
  6. Школьнику дают читать сочинение. Смотрят, сколько успеет за 1 минуту – ставят отметку. Делают небольшой перерыв, после которого ребенок опять читает сначала за 1 минуту. Со временем должна быть позитивная динамика: больше прочитанного объема.

Тренировка артикуляции

Для того, чтобы тренировать артикуляцию, нужно заниматься специальной гимнастикой. К ней относят следующие упражнения:

  1. Нужно четко выговаривать слова и звуки в конце предложения:

«Едет машина: ж-ж-ж. Летит самолет: у-у-у. Ползет змея: ш-ш-ш. Бьется в окно шмель: з-з-з. Скачет лошадка: цок-цок-цок.»

«арла арца; арса арта; арча арта»

  1. Читать четко, быстро, громко:

«мишка – шишка – книжка;

сон – сом – сок».

  1. Чтение самых разных скороговорок, которые сможете найти.
  2. На глубоком вдохе читать ряд согласных:

«ПТНРЛДЧФТЗДФЧТМ

РДЦЗЧНБКВТДЩРКЛ»

Эффективные методы коррекции дислексии у школьников

Для коррекции семантической дислексии ребенка учат значениям разных слов. При этом часто используются картинки, вопросы с уточнениями.

Мнестическая лечится с помощью использования предметов, которые похожи на буквы. Они могут издавать звуки (если это учебный материал), чтобы подсказать ребенку, что это за буква.

При фонематической дислексии логопед акцентирует внимание на произношении. Он показывает, как должен двигаться язык, как раскрыть рот при том или ином звуке. Ребенок повторяет, смотря на свою артикуляцию в зеркале. Потом переходят к произношению «проблемных» букв.

Для коррекции оптической дислексии предлагают рисунки с буквами, с которыми трудности. Ребенку нужно их различить. Также применяется лепка буквы из пластилина или собирание из конструктора, чтобы школьник смог тактильно почувствовать и увидеть разницу в элементах.

Для поправки аграмматического расстройства с детьми придумывают сначала простые предложения, потом – более сложные. Можно описывать разные изображения, или как прошел день.

Метод Рональда Дейвиса

Дислексией у детей и методом ее устранения занимался Рональд Дейвис. В детстве он имел это нарушение. Его этапные упражнения популярны из-за высокой эффективности.

Для начала, нужно помнить, что ребенок должен находиться в благоприятной обстановке. Это относится не только к комфорту и спокойствию во время выполнения урока. Родители должны всегда относиться к своему чаду с пониманием, терпением и любовью. Тогда он будет расти уверенным, способным одолеть трудности, включая дислексию.

Дальше работаем над координацией движений: понадобится красивый мячик, который издает звук при сжимании (не обязательно, но желательно для поддержки интереса). Подкидываем, вверх-вниз, вправо-влево. Так изучаются стороны, активируются тактильные ощущения.

Даем пластилин особи с нарушением. Она должна слепить букву, назвать ее, произнести соответствующий звук.

На последнем этапе работаем непосредственно с чтением. Сначала учим переводить взгляд слева-направо, узнавать буквы. Закрепляем навыки и переходим к осмыслению. Постепенно разбираем смысл слова-фразы-предложения-сочинения.

Методика Корнева

Методика Корнева направленная на раннее выявление дислексии. Но тесты можно использовать для тренировки:

  1. Нужно перечислить по порядку времена года, а потом – дни недели.
  2. Взрослый показывает «кулак-ребро-ладонь» над столом. Ребенок должен повторить.
  3. Тот, кто занимается с особью с нарушением, должна хлопать по столу с разными расстояниями и количеством ударов. Например: «!!-!-!!!!-!». Ребенок повторяет.
  4. Называется ряд цифр из 3-4 штук. Малыш должен повторить.
  5. За указаниями для изучения сторон, дите показывает, где у него правая рука, левый глаз, правая нога.

Игровые способы коррекции дислексии

При коррекции дислексии и дисграфии нет ничего лучше подачи упражнений в игровой форме. Дети непринужденно участвуют в различных играх с родителями и педагогами, развивая высшую психику. Примеры:

  1. Нужно начертить поле, как для «Морского боя». Внутри кораблей написать отдельные слоги. Взрослый должен «атаковать»: попадать в какую-то часть блоков. Ребенок выписывает слог, который был «убит». С них потом нужно построить слова.
  2. Ребенку дается несложная картинка. Он должен описать ее, каждый раз добавляя новое слово. Например: «Мальчик. Мальчик катается. Мальчик катается на санках. Мальчик катается на санках зимой. Мальчик катается на санках зимой в куртке.»
  3. Подготовьте специальный материал: напишите несколько несложных слов, разделяя их на слоги. Один слог – одна бумажка. Дайте вразброс ребенку: он должен обратно соединить в слова.
  4. Дайте детям большие напечатанные буквы. Предложите им обвести контур, закрасить середину.

Профилактика дислексии

Для профилактики дислексии рекомендуется использовать перечисленные упражнения, особенно, игровые. К ним можно добавить:

  1. Написание легкого текста под диктовку.
  2. Написать на бумажках слова, с которых нужно составить предложение.
  3. Разложить разные изображения на столе. Называть слова, а ребенок должен выбрать соответствующую картинку.

Кроме таких занятий можно заниматься логическими играми, рисованием, дыхательной гимнастикой, упражнениями на пластику, делать массаж, играть в логические игры. Даже при профилактике конкретного нарушения, нужно иметь системный подход к развитию детей.

Дислексия у детей – мнение экспертов и врачей

В школе детям с дислексией очень трудно справиться с заданиями. Они чувствуют себя неуверенными среди своих одноклассников и друзей. Поэтому стоит сразу обратиться к логопеду и психологу, если заподозрили нарушение в развитии.

Все случаи индивидуальны. Но если родители при раннем выявлении обратились к специалистам, то ребенок спустя усердные тренировки сможет научиться правильно читать и догнать упущенное в психическом развитии.

Дубровный Павел Юрьевич, медицинский психолог

Источник: http://depressio.ru/slovar-terminov/668-disleksiya-uprazhneniya.html

Коррекция дислексии у младших школьников: упражнения. Виды дислексии и способы коррекции

Дислексия: что это такое, упражнения для коррекции, методы лечения

В мире существует большое число детских заболеваний. Одной из этих болезней является дислексия. Как лечить эту болезнь? Она лечится в России, и лечится довольно успешно.

Для того чтобы не запустить эту болезнь, необходимо знать её начальные симптомы, а затем уже разбираться, какое именно лечение подойдёт ребёнку.

Эта статья расскажет родителям, какая существует коррекция дислексии у младших школьников, упражнения для коррекции также будут рассмотрены. А теперь обо всём по порядку.

Дислексия: что это такое?

Молодым родителям будет полезно знать, что вообще представляет собой эта проблема. Сама по себе дислексия – это болезнь, при которой у ребёнка затрудняется восприятие цифр и букв.

Ребёнок способен их различать, знать, но из-за болезни возникают моменты, когда он не может понять их смысл.

Когда проявляется болезнь?

Ответив на вопрос: “Дислексия, что это такое?”, – нужно разобраться, когда именно проявляется эта болезнь. В основном она встречается у детей, которые только-только пошли в школу. Из-за болезни детям сложнее воспринимать информацию, которую даёт педагог.

Стоит отметить, что та информация, которую ученик слушает и воспринимает на слух, усваивается им во много раз лучше, чем та, что он берет из своих учебников.

Ребенок может менять слова в тексте местами или воспринимать их как перевёрнутые, кроме того, он может путать цифры и буквы. В связи с этим у учеников низкие оценки в школе, плохая успеваемость в целом.

Они менее активны по сравнению со своими сверстниками.

Симптомы дислексии

Каждому родителю необходимо знать основные симптомы дислексии, чтобы на раннем этапе начать лечение. Также эти симптомы помогут разобраться, какой вид болезни у ребёнка на данный момент. Итак, симптомы дислексии в медицине следующие:

  1. Дезорганизация.
  2. Неуклюжесть и проблемы в координации.
  3. Трудности в принятии информации и в её обработке.
  4. Различные проблемы в усвоении слов.
  5. Непонимание информации, которая была прочитана ребёнком в тексте.

Это основные симптомы болезни. Но есть и другие. Они менее заметны, но на них также стоит обратить своё внимание.

Иные симптомы дислексии

  1. Несмотря на плохие навыки чтения, интеллект у ребёнка отлично развит.
  2. Возможны какие-либо проблемы со зрением ребёнка.
  3. Возникают трудности при письме, а именно неразборчивый почерк.
  4. Ошибки при письме или чтении, а именно пропуски букв или их перестановка.
  5. Плохая память.

Разновидности болезни

В медицине существует несколько разновидностей болезни. Их знают врачи, но и родителям их понимание необходимо. Итак, виды дислексии существуют следующие:

  1. Мнестическая дислексия. Отличительная черта данного вида заключается в том, что ребёнок, имеющий данную разновидность болезни, трудно работает с буквами: он не понимает, какой из звуков соответствует конкретной букве.
  2. Аграмматическая дислексия. Этот вид выражается в изменении падежных окончаний, у ребёнка возникают трудности в склонении слова по падежам. Кроме того, он с трудом изменяет слова по родам. Данный вид дислексии чаще всего встречается у детей с системным недоразвитием речи.
  3. Фонематическая дислексия. Эта разновидность болезни выражается в смешивании звуков ребёнком при прослушивании слов, которые ему диктуют. В основном к ним относятся звуки, отличающиеся по одному смыслоразличительному признаку. Помимо этого, ребёнок читает слова по буквам, также он может переставлять слоги и буквы.
  4. Семантическая дислексия. Этот вид проявляется в том, что ребёнок читает текст абсолютно правильно, но понимание его является ошибочным. Слова при прочтении текста воспринимаются абсолютно в изолированном виде, далее это приводит к потере связи с остальными лексемами.
  5. Оптическая дислексия. Этот последний вид дислексии выражается в затруднённом усвоении, а также смешивании похожих графических букв.

Коррекция дислексии у младших школьников, упражнения, которые проводятся со специалистами, могут помочь ребёнку и его родителям вылечить болезнь любого вида и любой сложности.

Дислексия: способы коррекции

Любое заболевание необходимо лечить. И начинать этот процесс лучше как можно раньше. Как уже было сказано выше, коррекция дислексии у младших школьников, упражнения, направленные на борьбу с ней, могут помочь справиться ребёнку с этим недугом. Но это довольно сложный процесс.

К сожалению, коррекция дислексии Москве лишь под силу. В других городах лечение этой болезни не производится. Методика коррекции дислексии может иметь несколько форм. Далее будет рассказано об абсолютно всех методиках и упражнениях, которые существуют на данный момент в медицине.

Метод Дейвиса

Большую популярность в этой сфере лечения приобрела коррекция дислексии по системе Дейвиса. Изобрёл этот метод, как уже можно понять по названию, исследователь Рональд Дейвис.

Он был очень хорошо знаком с этой болезнью, т. к. сам ею страдал в детстве. Его методика имеет несколько этапов, каждый из которых играет важную роль в лечении дислексии.

Благодаря им ребёнок постепенно разрабатывает свои мышление, память и внимание.

Многие эксперты и родители успели по достоинству оценить весь положительный эффект данного метода.

Этапы метода Дейвиса

  1. Самый первый этап – это комфорт. Ребёнок должен находиться в зоне комфорта, не испытывая никаких неудобств.
  2. Следующий этап – это работа над координацией. Этот этап помогает ребёнку усвоить такие понятия, как право-лево, верх-низ. Для этого необходим резиновый мяч, в дальнейшем их потребуется два.

    Данные мячи способны издавать приятные звуки в тот момент, когда касаются руки ребёнка.

  3. Познание символов с помощью лепки. Ребёнку даётся пластилин, из которого вместе с преподавателем он должен слепить буквы, цифры и различные слоги. Благодаря этому, ребёнок лучше усваивает символы, т. к.

    он может их потрогать руками и даже понюхать.

  4. Последний и самый важный этап – чтение. Он делится на три отрезка. В первом ребёнок должен научиться переводить свой взгляд слева направо и узнавать группы букв. Во втором происходит закрепление способности переводить свой взгляд слева направо.

    И третий отрезок -включает работу на понимание смысла одного предложения, а затем и всего текста.

Отзывы родителей о методике Дейвиса

Отзывы о данной методике в основном положительные. Родители отмечают повышение успеваемости детей в школе, а также их успехи в чтении. Они могут воспринимать по 50, а некоторые и по 60 страниц в день.

Школьник начинает писать более разборчиво, чем до лечения. Да и сам ребенок становится более активным.

Его легче поднять рано утром в школу, хотя раньше, как многие отмечают, им удавалось сделать это с огромнейшим трудом.

Конечно, пользоваться этой методикой или нет, решать вам, но то, что она помогает, подтвердили уже многие родители, чьи дети, к сожалению, знакомы с этим недугом.

Занятия и упражнения для коррекции дислексии

В Москве существует огромное количество центров, которые дают возможность посетить занятие с логопедом для коррекции дислексии. Именно эти специалисты и используют упомянутый выше метод Дейвиса.

Кроме того, логопед может посоветовать родителям именно те упражнения, которые подходят ребёнку больше всего. Конечно, за эти посещения необходимо заплатить достаточную сумму денег. Минимальная цена за одно посещение – 1500 рублей.

В некоторых клиниках ещё больше – 2300 рублей.

Конечно, можно пойти и другим путём – заниматься ребёнком самостоятельно. Для этого существует большое количество различных упражнений, которые помогают эффективно бороться с дислексией. Для начала будут рассмотрены способы, которыми пользуются логопеды в борьбе с дислексией.

Упражнения, которые проводятся с логопедами

Каждый врач, перед тем как начать занятия с ребёнком, смотрит, какой именно вид дислексии он имеет. Всё потому, что к каждому виду подбираются свои конкретные методы. Ниже будут приведены упражнения, которые относятся к тому или иному виду дислексии:

  1. Упражнения при фонематической дислексии. Работа с таким видом проходит в два этапа. Первый заключается в уточнении артикуляции. Перед зеркалом логопед показывает ребёнку то, как должен быть расположен язык, как открыть рот при произношении конкретного звука. Когда этот этап будет пройден и ребёнок поймет механику произношения, начинается второй этап. Смысл его заключается в сопоставлении различных смешиваемых звуков как при произношении, так и при прослушивании. Задача, поставленная перед ребёнком, постепенно усложняется.
  2. Упражнения при аграмматической дислексии. Специалисты решают эту проблему с помощью составления с ребёнком сначала небольших, а затем и более длинных предложений. Это помогает ему научиться изменять слова по числам, родам, а также по падежам.
  3. Упражнения при мнестической дислексии. Логопед использует в своей работе при данном виде болезни предметы, которые максимально похожи на букву. При этом модель может издавать различные звуки, которые помогут ребёнку понять, какая именно буква имеется ввиду.
  4. Упражнения при оптической дислексии. Здесь логопед ставит перед ребёнком задачу найти необходимую букву. Она может прятаться в рисунке, ее необходимо дорисовать или дописать. Также используется лепка из пластилина, составление букв из счётных палочек.
  5. Упражнения при семантической дислексии. Задача, которая стоит перед логопедом в этой ситуации, – помочь ребёнку понимать, какое значение несёт то или иное слово. Кроме того, необходимо добиться того, чтобы школьник понимал смысл прочитанного текста. Понимание его производится за счёт картинок или каких-либо вопросов по нему.

Большой перечень видов имеет заболевание. Коррекция дислексии у младших школьников, упражнения тесно связаны с этими видами. Ведь благодаря им, специалисты знают, какие именно методы нужно использовать.

Итак, пришло время поговорить об упражнениях, которые помогают в борьбе с дислексией. Они эффективны, и, если заниматься ребёнком каждый день, то можно добиться неплохих результатов:

  1. Скороговорки. Да, произношение их очень помогает ребёнку. Дело в том, что сами по себе скороговорки – это последовательность схожих по звучанию слов. Благодаря этому ребёнок может почувствовать разницу. Также можно пробовать чтение слов в обратном порядке.
  2. Проговаривание различных звуков. Родители должны объяснить ребёнку, что он должен проговаривать сначала согласные, а потом гласные звуки в абсолютно любом порядке. Причём делать это необходимо на выдохе. Через некоторое время необходимо смешивать гласные и согласные звуки.
  3. Гимнастика для артикуляции. Производятся различные дыхательные упражнения. Они являются разминкой перед коррекцией дислексии.
  4. Резиновый мячик. Здесь необходимо учить ребёнка читать по слогам. Мячик нужен для того, чтобы, когда ребёнок произносил слог, он сжимал его всеми пальцами.
  5. Упражнение “Буксир”. Смысл его заключается в том, что кто-то из родителей должен вместе с ребёнком читать текст. Сначала малыш и взрослый читают вместе вслух, а потом каждый про себя. Важно помнить, что родители должны подстраиваться под скорость чтения ребёнка, т.к. он может не успевать за взрослым.
  6. Последнее упражнение – многократное чтение текста. Ребёнку даётся отрывок, и в течение минуты он его читает. Когда проходит минута, ставится отметка на том месте, где остановился ребёнок. Затем, спустя небольшой промежуток времени, он должен снова прочитать тот же самый кусок. Родители, в свою очередь, должны следить за динамикой чтения, за тем, больше или меньше в этот раз понял малыш. Важно помнить, что читать текст нужно много раз за день, но с перерывами.

Эти упражнения можно и нужно выполнять у себя дома каждый день. Мгновенного результата не будет, но улучшения в развитии со временем будут проявляться всё в большой степени.

Итог

Коррекция дислексии у младших школьников, упражнения для борьбы с ней широко практикуются в различных странах мира. К сожалению, в России специальных учреждений довольно мало.

Цены на услуги логопеда сравнительно невысокие. Поэтому лечить ребёнка можно и нужно в России. Результат будет и закрепится он навсегда. Благодаря специальным упражнениям, активность ребёнка вырастет, а также улучшится его успеваемость в школе. Дислексия – это болезнь, которую можно вылечить.

Источник: https://FB.ru/article/269634/korrektsiya-disleksii-u-mladshih-shkolnikov-uprajneniya-vidyi-disleksii-i-sposobyi-korrektsii

Организм в норме
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: