Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Содержание
  1. Артикуляционная гимнастика при дизартрии
  2. Проведение занятий ↑
  3. Пассивные гимнастические движения ↑
  4. Активные гимнастические движения ↑
  5. Цель и результат тренировки ↑
  6. Чтение укрепляет нейронные связи:
  7. Техники артикуляционной гимнастики при дизартрии
  8. Что такое артикуляционная гимнастика
  9. Активная артикуляционная гимнастика
  10. Пассивная артикуляционная гимнастика
  11. Как она помогает при дизартрии
  12. Организация проведения артикуляционной гимнастики при дизартрии
  13. Варианты упражнений
  14. Логопедическая ритмика при дизартрии
  15. Упражнения артикуляционной гимнастики при дизартрии
  16. Формы заболевания
  17. Подготовка к занятиям
  18. Пассивные упражнения
  19. Активные упражнения
  20. Предосторожности
  21. Цели и результаты занятий
  22. Артикуляционная гимнастика у людей дизартрией
  23. Характерные признаки заболевания
  24. Классификация упражнений
  25. Правила проведения упражнений
  26. Артикуляционная гимнастика и упражнения при дизартрии
  27. Симптомы дизартрии
  28. Кто лечит дизартрию

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Дизартрия — это нарушение в произношении звуков и букв в разговорной лексике, невнятность речи, плохая дикция, страдание интонационного слога при разговоре. При этих факторах отмечается неправильное дыхание и возникает дисбаланс в синхронности вдоха и выдоха.

Дизартрия бывает нескольких видов:

  • подкорковая и корковая;
  • мозжечковая;
  • стертая форма;
  • псевдобульбарная.

Самая простая форма – это стертая, она легко поддается лечению и коррекции и встречается чаще, чем все остальные. Этот вид дефекта сложно диагностировать, поэтому многие специалисты принимают его за дислалию (структура нарушения речи при нормальном слухе).

Стертая форма дизартрии требует комплексного лечения и логопедической работы, которая должна направляться на восстановление правильного дыхания, формирование речи с целью улучшения словарной лексики и грамматики.

Проведение занятий ↑

Прежде чем приступать к комплексным занятиям по дизартрии, требуется провести тщательную подготовку, которая состоит из четырех этапов работы.

Перспективный план и работа с целью развития речевых мышц и проведения необходимой коррекции:

  1. Работа над правильным дыханием с целью развития речи. Последовательность вдоха и выдоха при разговоре, задержка дыхания на отдельных слогах и звуках.
  2. Развитие артикуляционной моторики.
  3. Тренировка слуховой памяти, работа с целью повышения внимания и восприятия.
  4. Упражнения для работы мелкой и крупной моторики.

Все формы дизартрии (в том числе и стертая форма) имеют разные нарушения артикуляционной моторики. В зависимости от разновидности мышечного дефекта подбирается наиболее перспективная гимнастика.

Проведение работы основывается на двух методах – это пассивная и активная артикуляционная гимнастика.

Пассивные гимнастические движения ↑

Пассивный метод для устранения дефекта речи способствует развитию функций определённой мышечной группы, которая ранее не была задействована в работе. Кроме того, дополнительно разрабатывается автоматизация той группы мышц, которая принимала активное участие в разговоре.

Все эти факторы формируют различные произвольные движения мускулатуры для постановки развития речи. Благодаря пассивным упражнениям создаётся такой образ артикуляции, при котором реализовываются новые тактики произношения звуков и определяются новые схемы движений речевых органов.

Инертная артикуляционная гимнастика и упражнения проводятся после массажного сеанса. Со стороны малыша она выполняется без его фактического участия: все движения языка и губ производятся без его помощи. Артикуляционные речевые упражнения повторяются серийно от трёх до пяти раз.

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится для языка и губ. Она имеет свои методы, которые позволяют ребёнку приобрести правильность речи.

Гимнастика и упражнения языка:

  • язык выводится из ротовой полости, а затем возвращается в неё (ввод-вывод);
  • поднятие языка и отведение назад (постановка и коррекция звука «л»);
  • язык тянется к подбородку;
  • язык тянется к носу;
  • вытягивание языка и отведение из стороны в сторону;
  • опускание языка на дно ротовой полости;
  • кончик языка тянется и достаёт до нёба (постановка и коррекция звука «р»);
  • расслабление мышцы языка с помощью небольших покачиваний вправо и влево.

Артикуляционная гимнастика и упражнения для пассивных занятий (губы):

лёгкие сдавливания верхней губы – проводятся кончиками пальцев, которые фиксируются в уголке рта;

  • лёгкие сдавливания нижней губы – проводятся аналогичным путём;
  • движение «хоботок» — сбор верхней и нижней губы в трубочку (постановка звука «у»);
  • зафиксировав пальцы в уголках рта, производится растяжка линии (постановка звука «и»);
  • поднятие верхней губы в сторону носа;
  • опущение нижней губы в стороны подбородка;
  • полное сжатие и смыкание рта (постановка звуков «м», «п»);
  • расположение уголков рта для воспроизведения гласных звуков: «о», «у», «и», «ю»,»ы», «а».

При выполнении упражнения пассивной гимнастики очень важна взаимосвязь между инструктором и учеником. Таким образом, в обязательном порядке должны присутствовать следующие действия:

  • визуальный контроль – ребёнок видит отражение в зеркале, таким образом, ему становится понятно, какие мышцы могут активно развивать речь для активации произношения звуков;
  • слуховое восприятие – сообщайте ребёнку о своих действиях. Например: «Сейчас твой язык прикасается к нёбу», «твоя верхняя губа достаёт до носа».

После пассивной гимнастики проводят активные упражнения речевых мышц (автоматизация речи). Однако следует учитывать, что структура перехода работы должна быть плавной, то есть желательно уделять немного времени пассивно-активным упражнениям.

Активные гимнастические движения ↑

Проводятся перед зеркалом. Ребёнок смотрит на логопедические инструкции и повторяет мимические движения. Вот некоторые популярные способы:

  • «удивление». При этой гримасе необходимо выкатить глаза и поднять надбровную дугу вверх. Если у ребёнка это плохо получается, то помогите ему, слегка пальцами приподняв лоб;
  • быстрое моргание глазами;
  • надувание сначала одной щеки, затем второй, а после этого сразу двух! Такую же последовательность проделать и с губами: сначала воздух дуть под верхнюю, а потом под нижнюю губу (постановка звука «ф»).

После этой разминки можно приступать непосредственно и к выполнению работы над мышцами ротовой полости. Опять же перед зеркалом помогаем ребёнку выполнить следующие логопедические задания:

  • язык вытянуть вперёд и сделать его мягким и распластанным;
  • вытянутый язык сделать «трубочкой», то есть постараться свести его края;
  • кончиком языка облизать верхнюю границу губы, а затем нижнюю;
  • дотянуться языком к носу, а затем к подбородку;
  • воспроизвести бег лошадки, то есть пощёлкать языком (установка звука к). Отличное упражнение для работы нижней уздечки и нёба;
  • улыбнуться так, чтобы открылось как можно больше зубов (установка звука и);
  • соберите губы в «дудочку»;
  • чередование двух предыдущих упражнений;
  • работа челюсти: отведение её вперёд и назад, влево и вправо.

Цель и результат тренировки ↑

Артикуляционная гимнастика развивает правильность речи, что играет немаловажную роль для постановки звуков. Кроме этого, она имеет ещё ряд положительных значений:

  • расслабление спастических мышц, которые берут прямое участие в речи и произношении звуков;
  • автоматизация сократительной амплитуды мышц;
  • снятие гипертонуса с подвижного речевого органа;
  • развитие точности и силы мышечных сокращений;
  • гипотонус синкинезии;
  • выработка скорости двигательных функций;
  • положительный результат работы со сложными движениями;
  • умение с лёгкостью переключаться с одного упражнения на другое.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor mozgid.ru

Источник: https://mozgid.ru/rasstrojstva-vysshih-mozgovyh-funkcij/massazh-yazyka-pri-dizartrii-2.html

Техники артикуляционной гимнастики при дизартрии

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

20.12.20186 мин чтения   Статья проверена врачом

Методы лечения речевых расстройств напрямую зависят от их формы, причин, степени нарушения коммуникативной функции. При дизартрии хорошие результаты дает артикуляционная гимнастика, которая составляет основу коррекционной терапии.

Направление представлено рядом подходов, каждый из которых обладает своими лечебными свойствами, характеристиками и особенностями. Выполнять упражнения можно не только под контролем логопеда, но и в домашних условиях.

Перед стартом терапевтического курса следует освоить правила выполнения процедур, дополнив все это другими способами борьбы с дизартрией.

Гимнастику можно проводить со специалистом.

Что такое артикуляционная гимнастика

Под термином «артикуляционная гимнастика» подразумевается комплекс специальных упражнений, выполнение которых способствует укреплению мышц, отвечающих за речь.

Методика включает принципы отработки правильного дыхания, выполнение упражнений по нормализации мышечного тонуса и приемов оттачивания звукопроизношения. К подходу можно прибегать для лечения или профилактики речевых расстройств.

Также сеансы способствуют ускорению развития коммуникативной функции у ребенка. При дизартрии применяются приемы пассивной и активной артикуляционной гимнастики.

Для повышения эффективности подхода его надо сочетать с упражнениями по разработке крупной и мелкой моторики, тренировкой слуховой памяти.

Активная артикуляционная гимнастика

При легкой форме заболевания именно с активной формы терапии начинают лечение дизартрии. В тяжелых случаях подход применяют для закрепления и усиления выраженности положительных результатов, достигнутых пассивной формой гимнастики. Занятия строятся по принципу подражания пациента педагогу.

Логопед или родитель показывает необходимые к выполнению активные движения, а ребенок старается их повторить. По мере проявления признаков прогресса методика усложняется – больному дают различные предметы, которые он должен удерживать губами или ртом во время работы.

При этом он не должен делать вспомогательные движения пальцами, а полагаться только на силу артикуляционных мышц.

Когда происходить прогресс в лечении, больному дают различные предметы для тренировки.

Пассивная артикуляционная гимнастика

Комплекс упражнений, которые применяются при тяжелом течении дизартрии, когда артикуляционные мышцы настолько слабы, что ребенок не может ими двигать.

Обычно сеансы подразумевают прямую работу логопеда, который с помощью инструментов делает массаж в углублениях под языком, механически воздействует на ткани. Это способствует восстановлению нормального мышечного тонуса в проблемных волокнах, повышению их функциональности.

Со временем это приводит к тому, что ребенок начинает сам управлять своими мышцами, что позволяет постепенно подключать упражнения из активной артикуляционной гимнастики.

Как она помогает при дизартрии

Комплексное лечение речевых нарушений, основу которого составляет артикуляционная гимнастика, при правильном подходе может дать скорый и очевидный эффект. Целью курса становится отработка правильного положения органов во время речи и оттачивание нужных для этого движений.

Дополнительно должна происходить автоматизация произношения звуков, нормализация процесса их формирования, постановка достаточной силы голоса. В результате занятий пациент не только избавится от нарушений артикуляции и восстановит подвижность всех частей речевого аппарата, но и доведет нужные действия до автоматизма.

Результаты систематического выполнения упражнений при дизартрии:

  • расслабление охваченных спазмом мышц, необходимых для формирования речи, устранение гипертонуса;
  • повышение силы ослабленных или плохо иннервируемых мышечных волокон и точности их действия;
  • доведение сокращения мышц до автоматизма с достижением достаточной амплитуды их работы;
  • постановка необходимой скорости двигательных действий;
  • появление у артикуляционного аппарата возможности выполнять сложные движения и быстро переключаться с одних упражнений на другие.

Занятия дают возможность речевому аппарату выполнять сложные движения.

Все эти результаты достигаются за счет систематического выполнения определенных действий. Набор артикуляционных упражнений подбирается врачом. Если занятия планируется проводить в домашних условиях, специалист обязан дать родителям или педагогу подробную инструкцию по работе с ребенком.

Организация проведения артикуляционной гимнастики при дизартрии

Обычно при лечении дизартрии профессиональная работа логопеда с ребенком должна дополняться домашними сеансами. В этом случае с детьми занимаются родители, которым следует изучить особенности выполнения процедур. От соблюдения этих рекомендаций зависит эффективность коррекционной терапии.

https://www.youtube.com/watch?v=s3LHcZ2M5nE

Правила проведения сеансов лечения дизартрии у детей с помощью артикуляционной гимнастики:

  • занятия надо проводить ежедневно. Не считая визитов к логопеду комплекс упражнений следует повторять до 4 раз в день, каждый раз затрачивая на это около 5 минут;
  • нельзя допускать, чтобы пациент переутомился или начал испытывать негативные эмоции по отношению к гимнастике. Работа над артикуляцией должна доставлять ему удовольствие, только в этом случае можно рассчитывать на прогресс;
  • при выполнении упражнений важно соблюдение их последовательности, установленной врачом. Их перечень должен регулярно обновляться за счет приемов увеличенной сложности. При этом за один раз должно вводиться всего одно новое действие;
  • для детей с дизартрией желательно оборудовать дома специальное рабочее место, оснащенное удобным стулом и зеркалом;
  • каждое занятие должно начинаться с разминки мышц рта, дыхательной гимнастики, простейшего логопедического массажа;
  • каждое действие надо выполнять не менее пяти раз;
  • если прием подразумевает удержание артикуляционной позы, то на один подход отводится от 10 до 15 секунд.

Для занятий нужно организовать место со стулом и наличием зеркала.

Эффективность артикуляционной терапии при дизартрии повысится, если каждое удачное действие ребенка сопровождать похвалой или поощрением. Желательно найти способы мотивировать больного, чтобы постоянно поддерживать его интерес к занятиям.

Отсутствие результатов или неправильное выполнение упражнения пациентом не допускает критики.

Иногда малышам оказывается сложно работать с родителями, тогда их следует регулярно водить к логопеду или задуматься об обращении за помощью к психологу.

Варианты упражнений

Проведение артикуляционной гимнастики начинается со специального массажа, призванного расслабить напряженные мышцы и повысить силу ослабленных волокон.

За этим следует выполнение пассивных и, в силу возможностей пациента, активных упражнений. Иногда приемы чередуются несколько раз за занятие с упором на самые проблемные моменты.

Комплекс упражнений пассивной артикуляционной гимнастики при дизартрии:

  • принудительные движения языком вперед-назад, влево-вправо, вверх-вниз;
  • подъем кончика языка к твердому небу и его опускание к дну ротовой полости;
  • динамичные движения основным речевым органом в разные стороны;
  • вытягивание языка изо рта и осуществление попыток отвести его в сторону носа или подбородка;
  • поочередный массаж верхней и нижней губы путем установления на каждой указательных пальцев и их сведения к центру;
  • придание рту формы трубочки;
  • подъем верхней и отведение нижней губы;
  • формирование «улыбки» путем установления указательных пальцев в уголках рта и их растягивания;
  • принудительное закрытие рта и крепкое смыкание губ;
  • складывание губ таким образом, чтобы они привыкали к произнесению гласных звуков.

Придание губам формы трубочки — это одно из упражнений для лечения.

Пассивная часть занятия проводится под строгим контролем врача или родителя. Далее начинаются активные приемы, для применения которых малыша усаживают перед зеркалом. Пациент должен наблюдать за действиями педагога, повторять их, следить за правильностью их выполнения в отражении.

Комплекс активных артикуляционных упражнений при дизартрии:

  • выпучивание глаз с подъемом надбровной зоны в гримасе удивления;
  • частое систематическое или беглое моргание глазами;
  • надувание правой и левой щек по очереди, затем одновременно;
  • забор воздуха под верхнюю и нижнюю губу по очереди, затем одновременно;
  • выполнение положения «забор». Губы растягиваются в улыбке, обнажая плотно сжатые зубы;
  • выдвижение языка вперед с его последующим расслаблением;
  • выдвижение языка вперед в попытке скрутить его в трубочку, притягивая края органа друг к другу;
  • прикосновение языком к верхней и нижней губе, их обведение;
  • попытки дотянуться основным органом речи до носа, подбородка, щек;
  • формирование языком различных звуков – цоканье, щелканье, клацанье;
  • движение нижней челюстью – ее выдвижение вперед, отведение в одну и другую сторону.

В соответствии с негласной рекомендацией положение «забор» надо чередовать с выполнением всех упражнений. При этом время от времени следует расслаблять артикуляционный аппарат, чтобы мышцы всегда находились в динамике, а не напрягались в статичном положении.

https://www.youtube.com/watch?v=TfVdZRnYbzk

Упражнение «Забор» также применяется в лечении больных.

Логопедическая ритмика при дизартрии

Одним из вспомогательных направлений лечебной гимнастики является логопедическая ритмика. Следует понимать, что речевые нарушения напрямую связаны с проблемами моторики. Если развивать двигательную активность ребенка, можно существенно снизить выраженность дизартрии.

Специально подобранные физические упражнения, дополненные музыкой и текстом, оживляют обменные процессы и стимулируют работу центральной нервной системы.

Существенным плюсом становится тот факт, что дети положительно реагируют на музыкальное сопровождение, занимаются с особым удовольствием, раскрепощаются.

Набор действий, их амплитуда, ритм и темп подбираются врачом индивидуально в соответствии с особенностями ситуации. Важное значение имеет тип музыки, которая является стимулятором физической активности.

Если все скомбинировано правильно, результатом занятий станет стремительное развитие и закрепление ритмических рефлексов, устранение лишних телодвижений. Приемы позволяют установить баланс в работе нервной системы малыша, нормализовать его эмоциональный фон.

Организм научится распознавать основные акустические раздражители и адекватно на них реагировать. Работа может проводиться в группе или индивидуально, иногда врачи рекомендуют сочетать подходы.

Дизартрия – тяжелое состояние и опасный диагноз, который очень часто ставится в детском возрасте. Своевременное начало терапии с использованием принципов артикуляционной гимнастики является залогом успешной борьбы с речевым расстройством.

Техники артикуляционной гимнастики при дизартрии Ссылка на основную публикацию

В разделе консультаций вы всегда можете проконсультироваться по вашей проблеме и задать интересующие вас вопросы.Консультацию ведёт Погребной Станислав Леонидович. Практикующий врач, Невролог. Опыт работы – 12 лет. Сотрудник кафедры неврологии факультета усовершенствования врачей НГМУ. Спросить врача

Источник: https://insultinform.ru/bolezni/dizartriya/artikulyatsionnaya-gimnastika

Упражнения артикуляционной гимнастики при дизартрии

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Дизартрия — это не самостоятельное заболевание, а лишь следствие нарушений работы нервной системы. При этом страдает иннервация органов речи, из-за чего ухудшается подвижность языка и губ.

Речь становится невнятной, нарушается ритмичность вдоха и выдоха, что приводит к неправильной интонации и паузам между слогами. Нередко бывает повышенное слюноотделение, гнусавость, отсутствие мимики.

В работе над устранением дизартрии нужен комплексный подход: лечение у невролога, логопедический массаж, артикуляционная гимнастика. Нужно постараться выявить и пролечить основное заболевание, которое и привело к нарушению речи.

Формы заболевания

Форма дизартрии зависит от места и степени поражения нервной системы. Основные виды:

  • подкорковая и корковая;
  • мозжечковая;
  • стертая форма;
  • псевдобульбарная;
  • смешанная.

Легче всего поддаётся лечению стёртая форма. Встречается она чаще других, но её сложно диагностировать. Иногда специалисты путают стёртую форму дизартрии с дислалией — нарушением дикции при нормальной иннервации речевого аппарата. Между тем, стёртая форма требует таких же слаженных действий всех специалистов, как и другие виды дизартрии.

Подготовка к занятиям

Прежде, чем приступить к работе над артикуляцией, нужно пройти первичный приём логопеда. После работы с ребёнком логопед пишет сопроводительную записку неврологу, в которой описывает тонус всей лицевой мускулатуры, звукопроизношение, мимику, положение языка при полуоткрытом рте и т.д.

Невролог на основании этой записки и собственного осмотра ребёнка может назначить медицинские препараты из следующих групп:

  • препараты, улучшающие метаболизм;
  • средства для улучшения мозгового кровообращения;
  • витаминно-минеральные комплексы;
  • препараты против судорог;
  • мочегонные средства, к ним в дополнение — калий;
  • нейролептики;
  • рассасывающие препараты.

Также применяется физиолечение — электрофорез, термоаппликации.

https://www.youtube.com/watch?v=eMDZx1D9EEU

Кроме медикаментозного лечения, необходимо обеспечить ребёнку хороший режим, переключение между разными видами деятельности, физкультминутки, занятия лфк.

Также ребёнку будут очень полезны различные упражнения на развитие моторики, занятия на улучшение внимания и памяти, расширение словарного запаса. Очень важно работать над дыханием, учить малыша правильному порядку вдоха и выдоха при разговоре.

Пассивные упражнения

Пассивная артикуляционная гимнастика при дизартрии у детей проводится после массажа. Со стороны ребёнка никаких действий не требуется: все манипуляции проводит логопед. В процессе пассивной гимнастики развиваются функции мышц, ранее не участвовавших в работе.

Движения мышечных групп, ранее задействованных в процессе говорения, совершенствуются и доводятся до автоматизма. Под воздействием пассивных упражнений формируются новые схемы движений речевых органов.

Всё это способствует развитию произвольных движений речевой мускулатуры, и, в конечном итоге, большей чёткости речи.

Упражнения для языка:

  1. Язык выводится из ротовой полости, затем возвращается в неё.
  2. Язык поднимается и отводится назад.
  3. Язык тянется вниз, к подбородку.
  4. Язык тянется вверх, к носу.
  5. Язык вытягивается и отводится то вправо, то влево.
  6. Язык опускается на дно ротовой полости.
  7. Кончик языка касается нёба.
  8. Небольшие покачивания языка вправо-влево.

 Упражнения для губ:

  1. Кончиками пальцев слегка сдавливается верхняя губа.
  2. Точно так же сдавливается нижняя.
  3. Губы собираются в трубочку.
  4. Губы растягиваются пальцами, поставленными в уголки рта.
  5. Верхняя губа поднимается к носу.
  6. Нижняя губа опускается к подбородку.
  7. Губы полностью смыкаются.
  8. Уголки рта ставятся пальцами в положение для произнесения каждого гласного звука.

При проведении пассивной гимнастики инструктор называет ребёнку каждое действие, например: «Сейчас твои губы вытягиваются в трубочку». Ребёнок наблюдает за процессом, глядя в зеркало. Каждое упражнение выполняется 3-5 раз.

После пассивной гимнастики рекомендуется немного позаниматься активно-пассивными упражнениями, чтобы переход к активной части произошёл постепенно.

Активные упражнения

Сначала выполняется разминка. Ребёнок смотрит, как упражнение выполняет взрослый, и повторяет перед зеркалом.

  1. Гримаса удивления. Нужно вытаращить глаза и сильно поднять брови. Если ребёнку не удаётся выполнить задание, можно помочь ему, немного потянув кожу лба вверх пальцами.
  2. Быстрое частое моргание.
  3. Надувание щёк. Сначала надуваем одну, потом вторую, затем сразу обе.
  4. Поочерёдное надувание губ. Дуем то под верхнюю, то под нижнюю губу.

После разминки приступаем непосредственно к тренировке мышц ротовой полости.

  1. Язык вытягиваем вперёд, стараемся сделать его мягким и распластанным.
  2. Сворачиваем язык трубочкой.
  3. Кончиком языка облизываем контур губ.
  4. Тянемся кончиком языка к носу, затем к подбородку.
  5. Цокаем языком.
  6. Улыбаемся так, чтобы было видно как можно больше зубов.
  7. Собираем губы в «дудочку».
  8. Чередуем «дудочку» и широкую улыбку из предыдущих двух упражнений.
  9. Двигаем нижнюю челюсть вперёд-назад, влево-вправо.

Кроме занятий непосредственно с логопедом, можно включать несложные упражнения в повседневную жизнь малыша.

  1. Вылизывание тарелки. Ребёнок не помогает себе руками.
  2. Кусочек леденца, положенный между щекой и зубами, стимулирует движения языка в стороны.
  3. Смазывание нижней губы вареньем тренирует движение языка к губам.
  4. Полезно жевание твёрдых овощей, порезанных соломкой, и хлебных корок.

Предосторожности

При стоматите, герпесе, инфекционных заболеваниях нужно сделать перерыв в занятиях до выздоровления.

Заниматься можно со второго года жизни, то есть с момента, когда малыш начнет говорить предложениями и можно видеть, нужно ли ему начинать заниматься лечебной гимнастикой или нет. Иногда гимнастические упражнения для развития речи нужно делать в любом случае, например, если у ребенка детский церебральный паралич (ДЦП).

У малышей до 3 лет длительность логопедического массажа не должна превышать 10 минут, от 3 до 7 лет — 15 минут. С детьми старше 7 лет можно заниматься 25 минут.

Цели и результаты занятий

Артикуляционная гимнастика не только развивает правильность речи и способствует постановке звуков, но имеет ряд других благоприятных эффектов:

  • расслабляет мышцы, участвующие в звукообразовании, снимает с них гипертонус;
  • развивает скорость и силу мышечных сокращений;
  • учит переключаться с одного упражнения на другое;
  • помогает ребёнку научиться выполнять сложные движения.

Насколько быстро появится эффект от артикуляционной гимнастики, зависит от тяжести заболевания, которое привело к дизартрии. При регулярном выполнении упражнений и соблюдении всех рекомендаций врачей вы достигнете результата в виде чёткой понятной речи.

Источник: https://gimnastikasport.ru/detskaya/artikuljasionnaja/pri-dizartrii.html

Артикуляционная гимнастика у людей дизартрией

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Для дизартрии характерны нарушения произношения звуков, сопровождаемые недостаточным развитием мелкой моторики. Причина ее возникновения в поражении участков головного мозга, ответственных за построение речи.

Упражнения при дизартрии помогают устранить незначительные отклонения от нормы, и улучшить состояние пациента до приемлемого при тяжелом течении болезни.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии является основным способом коррекции речевого аппарата. Логоритмический метод безопасен и может применяться как под руководством специалиста, так и самостоятельно на дому.

Характерные признаки заболевания

Патология сопровождается расстройствами движений артикуляционного аппарата: увеличением тонуса мышц, спазмом губ и неподвижностью языка. Нарушение произношения звуков проявляется их пропусками или заменой, речевая активность снижается.

Дизартрики искажают речевое дыхание: оно становится прерывистым и учащенным. Меняется тембр голоса, интонация, появляется монотонность и неразборчивость. Вместе с тем, при наличии сопутствующих поражений нервной системы у больных пропадает интерес к познанию окружающего мира.

Взрослые больные ограничивают контакты с социумом, замыкаясь в себе.

Классификация дизартрии основана на локализации поражения участка головного мозга.

Выделяют бульбарную, мозжечковую, корковую, гиперкинетическую, паркинсоническую, экстрапирамидную, стертую, холодовую формы заболевания.

Для каждой из них характерны свои симптомы (нарушение глотания, тихая речь, перестановка слогов, гнусавость и монотонность). Соответственно, курс терапии и прогноз для состояния больного в каждом случае разный.

Лучше всего поддаются коррекции холодовая и стертая формы дизартрии, хотя их диагностика нередко затруднена. После прохождения курса лечения (от года) дети могут обучаться в общеобразовательной школе со своими сверстниками.

Бульбарная и псевдобульбарная дизартрия вызывает необратимые изменения, которые могут остаться на всю жизнь. Также прогноз течения болезни зависит от искомых причин, ее вызвавших. При органическом поражении центральной нервной системы подвижность мышц не сильно ограничена.

Если причины связаны с периодом беременности или новорожденности, проявления дефекта более ярко выражены и требуют длительной терапии.

Функции упражнений для речевого аппарата при отклонениях от нормы:

  • разработка правильных движений для постановки звуков;
  • формирование фонем;
  • регулирование положения языка, губ при разговоре;
  • нормализация актов вдоха и выдоха;
  • усиление тембра голоса.

Занятия безопасны и могут проводиться при любом нарушении речи вне зависимости от причины патологии.

Классификация упражнений

Для каждой формы заболевания комплекс составляется индивидуально. Его подбирает логопед, основываясь на клинических проявлениях патологии, характере повреждений, возрасте пациента.

К каждому из видов гимнастики есть показания и рекомендации:

  • Пассивная гимнастика – применяется при ограничении подвижности в мышцах. Занятие выполняется в одностороннем порядке педагогом. Он воздействует на органы речи с помощью специальных приспособлений (логопедический зонд, палочки, шпатель). После улучшения тонуса языка пациент сможет самостоятельно выполнять некоторые задания. По мере включения различных двигательных мышц переходят к другой форме терапии, чтобы развивать остальные навыки.
  • Показаниями к активной форме гимнастики являются положительная динамика от выполнения предыдущих упражнений и небольшая степень нарушений. Занятие построено таким образом: педагог показывает, а ребенок повторяет. Для тренировки мышц ему предлагают удерживать между губами различные предметы.

Преимущество такого способа терапии в комплексном воздействии на организм. Гимнастика эффективна при тихой и невнятной речи, с ее помощью развивают мелкую моторику. При длительном и систематическом проведении сеансов дети смогут продолжать учиться в среднеобразовательном учреждении.

Эффективность артикуляционной терапии заключается в устранении спазма мышц, усилении тонуса, постановке силы голоса, улучшении кровоснабжения в органах речевого аппарата, коррекции произношения звуков, восстановлении мускулатуры языка и лица. В первую очередь логопед работает над повышением четкости звуков и улучшением произношения слов. При систематическом проведении сеансов отмечается комплексное улучшение состояния больного.

Упражнения при дизартрии у детей выполняются в игровой форме, чтобы добиться максимальной сосредоточенности малыша. К тому же, так он меньше устает.

Как результат, правильное произношение становится автоматическим, увеличивается скорость и амплитуда движений мышц рта. Ребенок быстрее переключается от одного вида деятельности к другому.

Правила проведения упражнений

Для достижения стойкого положительного эффекта посещать занятия и заниматься на дому нужно ежедневно. Время одного сеанса не должно превышать 5 минут, чтобы ребенок не потерял бдительность и интерес. По мере достижения прогресса сложность занятий должна быть увеличена, это тренирует мускулатуру органов. Нельзя добавлять одновременно несколько новых упражнений, только одно движение.

Во время гимнастики напротив малыша должен сидеть педагог, выполнение элементов перед зеркалом ускорит процесс запоминания. В начале процедуры обязательна разминка губ. Так как дизартрики разговаривают порциями, на вдохе или выдохе, отдельное внимание уделяют дыхательным упражнениям.

Если у малыша не получается, необходимо запастись терпением. Нельзя его критиковать, а вот хвалить, напротив, нужно даже за маленькие достижения. Как поощрить ребенка? В той же игровой форме можно показать ему, что его язык уже стал широким, например.

Правильное произношение звуков происходит в результате выполнения сложного двигательного комплекса. Артикуляция формируется с помощью языка, губ, мягкого неба. В этом задействованы жевательные, глотательные и мимические мышцы. Логопедическая гимнастика составлена из упражнений для органов и мышц лица, ротовой полости.

Упражнения проводят 3-4 раза в день от 3 до 5 минут длительностью. За один раз не стоит обучать ребенка более, чем двум заданиям.

Примеры разминки:

  • имитация кашля с высунутым языком;
  • сделать несколько глотков жидкости небольшими движениями;
  • при зажатом носе надувать щеки по одной;
  • свист и мычание;
  • задание на сопротивление – давить ребенку на затылок, он должен наклонять голову в противоположную сторону;
  • повторять гласный звук «Ы»;
  • четко и медленно произносить: «К», «Г», «Т», «Д»;

Интересно! Если у ребенка не получается выполнить какое-то задание, например, поставить язык, чтобы облизать губу, можно намазать ее любимым лакомством.

Пассивная гимнастика заключается в растягивании губ, как при улыбке, и фиксации мимики. Можно смыкать и собирать их в трубочку. У этих упражнений смешные и сказочные названия. Например, «Лягушка» − ребенок широко растягивает рот в улыбке, обнажая зубы. «Слон» (губы вытягивают, как бы произнося звук «У»):

Подражаю я слону: губы хоботом тяну,

А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Подача задачи в форме стиха облегчает ее восприятие ребенком. Эти два упражнения можно чередовать. «Качели» − открыть рот и поместить язык по очереди за верхние и нижние зубы. При этом подбородок остается неподвижным.

«Часики» − дотянуться кончиком зыка до противоположных углов рта. «Лопаточка» − расслабить язык и на 5-10 секунд положить его на нижнюю губу. Выполняя задание «Иголочка», нужно высовывать максимально наружу острый язык.

Каждое из заданий предназначено для коррекции определенной группы звуков: гласных, шипящих, «р-р».

Во время статических упражнений ребенка просят сидеть с широко открытым ртом, подпирать языком верхнее небо, делать задания на сопротивления мышц. При коррекции артикуляции пациент должен находиться в удобной позе, тело расслаблено. Обязательно проводят дыхательную гимнастику для нормализации темпа речи.

Движения должны быть симметричными на левой и правой стороне лица.

Первостепенной задачей является устранение напряженности движений органов артикуляции. В дальнейшем педагоги стремятся к автоматизму и координации движений.

Параллельно с этими упражнениями снижают напряжение органов ротовой полости. Перед зеркалом с этой целью показывают ребенку различие между мягким и твердым языком. В спокойном состоянии он широкий, в напряженном − узкий и острый.

Чтобы активизировать ые связки, больному дают пощупать гортань при произношении фраз. Он должен почувствовать вибрацию, как резонирует грудная клетка. Полезными будут уроки пения, в процессе которых выравнивается дыхание и нормализуется сила звучания голоса.

Комплекс артикуляционной гимнастики при дизартрии подбирается в индивидуальном порядке для каждого больного врачом-неврологом и логопедом. Для получения положительного результата лечение должно быть комплексным.

Большое влияние на состояние пациента оказывает ближайшее окружение, неравнодушие родителей и близких.

Длительность курса может быть разной, но даже при отсутствии выраженной динамики необходимо поддерживать ребенка, оказывая ему психологическую помощь.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/artikulyatsionnaya-gimnastika-u-lyudej-dizartriej/

Артикуляционная гимнастика и упражнения при дизартрии

Артикуляционная гимнастика при дизартрии
Для дизартрии характерны нарушения произношения звуков, сопровождаемые недостаточным развитием мелкой моторики. Причина ее возникновения в поражении участков головного мозга, ответственных за построение речи.

Упражнения при дизартрии помогают устранить незначительные отклонения от нормы, и улучшить состояние пациента до приемлемого при тяжелом течении болезни.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии является основным способом коррекции речевого аппарата. Логоритмический метод безопасен и может применяться как под руководством специалиста, так и самостоятельно на дому.

Симптомы дизартрии

Прежде всего при дизартрии речь становится невнятной, нечеткой и непонятной. Это связано с недостаточным взаимодействием центральной нервной системы с артикуляционной и дыхательной мускулатурой.

Если рассматривать симптомы подробнее, то при дизартрии развиваются следующие нарушения, зависящие от вида и степени выразительности заболевания:

  1. Расстройства артикуляционной моторики: увеличение тонуса мышц губ, языка, лица и шеи; сжатие губ; неподвижность языка; непроизвольное открытие рта и слюнотечение.
  2. Неправильное звукопроизношение: пропуски и изменение звуков; неясная и замедленная речь; снижение речевой активности; полное отсутствие звукопроизношения.
  3. Повреждение речевого дыхания: сокращение выдоха; учащение и кратковременное прерывание дыхания.
  4. Искажение голоса: голос становится тихим, слабым; изменяется тембр; неправильная интонация; монотонность.

Дизартрия проявляется не только расстройством речи, иногда течение заболевания может сопровождаться нарушениями жевания, глотания, сосания, равнодушием к окружающему миру, отсутствием интереса к новой информации

Кто лечит дизартрию

Для исправления ситуации нужно обратиться к двум специалистам — неврологу и логопеду-дефектологу. Точная оценка состояния может быть определена только после тщательного обследования и сбора анамнеза.

https://www.youtube.com/watch?v=ah-UdyTbDT8

Коррекционные меры так же проводятся по двум направлениям — неврологическому и логопедическому. Комплексный подход включает такие методы как:

  • Лекарственная терапия.
  • Лечебная физкультура.
  • Физиолечение.
  • Логопедические занятия.
Организм в норме
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: